Дистанционное обучение в школе

Все мы ощущаем, как стремительно изменяется современный мир, как стремительно изменяется компьютерная техника и средства связи. В связи с этим кардинально меняется образ жизни человека. Не осталось в стороне и образование. Прошли те времена, когда для осуществления процесса обучения необходим был личный контакт учителя и ученика. В настоящее время существуют способы организации учебного процесса, посредством электронного обучения. Дистанционное обучение (ДО) все шире начинает проникать в школьное образование.

Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий.

Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения образовательного учреждения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникаций, таких как электронная почта, телевидение, Интернет. Главным преимуществом дистанционного образования является смещение акцента с вербальных методов обучения чему-либо на методы поисковой, творческой деятельности. Курсы дистанционного образования не должны заменять учебники и пособия, они должны формировать основу для организации учебно-познавательной деятельности учащихся.




Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, в которой информационные технологии являются ведущим средством.

В.М. Монахов пишет о том, что дистанционное обучение – это некая форма получения образования, использующая в процессе обучения лучшие традиционные и современные методы, а также средства обучения, основанные на современных компьютерных технологиях.

Цели дистанционного образования можно сформулировать следующим образом:
1) введение в процесс учебы новейших образовательных технологий и создание посредством этого современного образовательного пространства;
2) стимулирование самостоятельной поисковой работы обучающихся, направляемой преподавателями;
3) постепенный переход от репродуктивного обучения к более современному: креативному.

А.А. Андреев среди главных отличительных черт дистанционного образования, раскрывающих его потенциал, выделяет следующие:
— гибкость (ученики занимаются в подходящее для них время, в удобном месте и ритме);
— модульность (позволяет из определенного спектра независимых научных дисциплин составлять индивидуальный план, отвечающий образовательным нуждам обучающихся);
— параллельность (дистанционное образование может проходить без отрыва от основного места учебы);
— дальность действия (обучающийся может находиться сколь угодно далеко от места обучения, но качество обучения – при условии хорошей связи – от этого не страдает);
— территориальный охват (сеть услуг дистанционного обучения может покрывать огромные территории, а значит, число обучающихся критическим не является);
— рентабельность (дистанционное образование экономически выгоднее традиционного: экономия на содержании учебных и вспомогательных помещений, транспортных расходах; при дистанционном доступе к электронным библиотекам экономятся ресурсы на обеспечения обучающихся учебными пособиями и т.д.).

В недалеком прошлом дистанционное обучение активно использовалось по вынужденным причинам:
— дети с ограниченными возможностями;
— профессиональные спортсмены в связи с длительным отсутствием.

В данный момент обучение через интернет стало более востребованным по следующим причинам:
— желание получить образование в учебном заведении, значительно удаленном от ученика;
— получение дополнительного образования;
— одаренные дети, нуждающиеся в индивидуальном темпе учебной деятельности, готовые к значительным объемам информации;

Эти возможности дает информационно-образовательный портал Bilimal, при помощи которого можно создавать дистанционные курсы с заданиями и тестами с учетом интересов, способностей и потребностей учащихся.
Известно, что тема программирования в школьном курсе информатики является одной из основных, она берет начало в 6 классе и постепенно углубляясь сопровождает школьников вплоть до 11 класса и не всегда даётся ученикам легко. В связи с этим мною были составлены практические работы по программированию на языке Pascal, которые были апробированы и в соответствии со временем с этого года представлены на портале Bilimal.




Практические работы составлены по принципу «от простого к сложному», дают возможность развивать функциональную грамотность учащихся, мыслительные навыки, способность анализировать информацию, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Ожидаемые результаты – это участие и победы учеников в городских, республиканских, международных олимпиадах, которые регулярно проходят для школьников.
Использование дистанционных технологий как для повышения уровня обученности учащихся, так и для их саморазвития играет важную роль в системе непрерывного образования. Все сказанное выше подытоживает то, что дистанционное обучение – это всестороння форма обучения, применяемая в большом спектре как традиционных, так и современных информационных технологий, посредством диалогового обмена информации. Эффективность дистанционного обучения связана с достижением тех образовательных и воспитательных целей, которые ставит перед школой современное общество и новые социально-экономические условия.

Хандусь Алла Павловна, учитель информатики, СОШ № 52 им. Е.А. Букетова, г. Караганда, Карагандинская область