Программа по информатике для детей дошкольного возраста 4-7 лет в детском саду

Стратегия развития Республики Казахстан как конкурентоспособного государства в соответствии с Посланиеми Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана связана с решением одной из приоритетных задач нашего общества – формированием компьютерной грамотности населения.

В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств, для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. “Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий.

Актуальность и целесообразность программы

Использование ребёнком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Развиваются: восприятие, внимание, память, мышление. В условиях компьютерной игры имеет большое значение, приобретает умение планировать свои действия, предвосхищать их результат. Значительно усложняется процесс детской деятельности: дошкольники должны действовать руками, нажимая клавиши на клавиатуре или управляя мышью, и одновременно наблюдать за меняющимся изображением на экране. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей.




Цель: Создание условий для обучения детей 4-7 лет информатике, для погружения детей младшего и старшего дошкольного возраста в информационную среду с целью освоения ими знаний, умений и навыков; развитие интеллектуальных способностей, памяти, воображения, логического мышления, формирование учебной деятельности с использованием современных информационных технологий.

Задачи:
1. Формирование компьютерной грамотности у детей
2. Развить у детей наглядно-образную память, речь, внимания, интерес к изучаемому предмету
3. Создание предпосылок теоретического уровня мышления
4. Знакомить детей с постановкой и решением задач
5. Воспитать бережное отношение к персональному компьютеру, самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, информационную культуру

Отличительные особенности программы

Одна из основных способностей ребёнка, лежащая в основе, как умственного развития, так и других линий развития, — это способность к построению всё более сложных структур собственной внешней деятельности, а затем и деятельности внутренней, психической. Развитие данной способности в значительной мере определяет общую психическую активность.
Компьютерные игры формируют способности целеобразования, обеспечивающей понимание интеллектуальных задач, принятие их ребёнком, что является необходимым условием развёртывания детской мыслительной деятельности. Именно чёткое представление конечного результата, который должен быть получен в ходе решения, позволяет ребёнку целенаправленно анализировать условия задачи. Использование компьютерных игр стимулирует формирование подобных умений.

Различные формы детского творческого экспериментирования способствует развитию любознательности детей, пытливости их ума, формируют интеллектуальные способности.

В работе используются программы «Компьютер для дошкольников», «Сатр-игры», обучающие программы «Зайка Всезнайка (дошкольникам)», «Зайка Всезнайка (идем в школу)», «Зайка Всезнайка (начальная школа)».

Занятия в компьютерном классе проводятся в младших группах один раз в неделю, старших и подготовительных группах 2 раза в неделю, количество учебных недель составляет в младшей группе – 36 часов, в старшей группе – 72 часа, в подготовительной группе – 64 часа (с учетом каникул).

При построении занятия учитываются возрастные психические и физические особенности детей младшего и старшего возраста. Занятия проводятся подгруппами по 10 человек, в зависимости от количества компьютеров в классе, длится 20 минут, работа за компьютером 7 минут.

Ожидаемые результаты

В результате изучения данного курса дети будут:
Знать:
Названия и функции основных частей компьютера;
Технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
Уметь:
 Использовать в работе клавиатуру и мышь;
 Осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
 Сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;
 Находить закономерности в изображении предметов;
 Включать-выключать компьютер;
 Пользоваться графическим редактором.

На заключительном этапе реализации программы проводится комплексная диагностика знаний, умений и навыков детей в базовом уровне овладении компьютером.




Содержание программы
I. Компьютер.
Устройство компьютера. Монитор. Системный блок. Клавиатура. Манипулятор «мышь». Правила работы в компьютерном зале.
Требования к знанием и умениям:
Уметь называть части компьютера и знать их назначение;
Использовать в своей работе клавиатуру, мышь;
Знать правила работы в компьютерном зале.
ІІ. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов. Цвет предметов. Форма и размеры предметов. Названия предметов. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих средств у разнородных предметов.
Действия предметов. Последовательность действий, заданная устно и графически. Последовательность действий и состояний в природе.
Требования к знанием и умениям:
Находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и др.);
Объединять предметы в группы по признакам;
Обобщать по признаку;
Выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;
Расставлять события в правильной последовательности;
Выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
Описывать свои действия.
ІІІ. Элементы логики. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логические операции.
Требования к знанием и умениям:
Определять истинные и ложные высказывания;
Отличать заведомо ложные фразы;
Называть противоположные по смыслу слова;
Объединять отдельные предметы в группу с общим названием;
Выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки;
Ориентироваться в условиях задачи, выделять среди них наиболее существенные;
Планировать ход решения;
Предусматривать и оценивать возможные варианты.
IV. Графический редактор Tux Paint. Основные понятия. Назначения. Запуск. Рабочее поле. Панель инструментов. Палитра цветов. Формы. Этапы создания рисунка.
Требования к знанием и умениям:
Уметь рассказывать о программе, об инструментах, знать их назначение;
Использовать в работе инструменты, формы и палитру цветов;
Запускать графический редактор, создавать, редактировать рисунки.

Стандартное занятие обязательно включает смену видов деятельности и физкультминутки и имеет следующую структуру построения:
1. Введение (беседа, фронтальный опрос, фронтальная игра)
2. Работа за компьютером (объяснение учителя, самостоятельная работа с программой под руководством учителя). В этот блок обязательно включена гимнастика для глаз.
3. Физкультминутка.
4. Дидактические игры: задания-игры на индивидуальных листах, конструирование, парные и групповые дидактические игры.
5. Игра в релаксационной зоне.




В зависимости от цели занятия учитель может изменить структуру занятия, поменять местами блоки, заменить физкультминутку подвижным заданием или подвижной игрой.

В результате изучения данной программы дети будут: готовы психологически к жизни в информационном обществе, могут участвовать в интеллектуальных олимпиадах, конкурсах и защищать свои проекты.

Практика проведения нами занятий по программе «Сказочный мир информатики» показала, что именно на занятиях по информатике у педагога есть возможность сформировать у детей дошкольного возраста первые навыки работы с компьютером, причем в игровой ненавязчивой форме и без нанесения ущерба здоровью и развитию каждого ребенка. Поэтому, мы считаем, что можно рассматривать программу, как способ формирования у детей первых навыков работы с компьютером.

Хасанова Азиза Азатовна, учитель информатики, ясли-сад № 29, г. Павлодар, Павлодарская область