Детство должно быть счастливым…

Проблема эксплуатации детского труда существует во всем мире, как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. Опыт показал, что детский труд наносит серьезный, иногда непоправимый вред физическому и психосоциальному развитию ребенка. Вовлекаются не по возрасту в сложный труд, в основном, дети из наиболее уязвимых социальных слоев, из малообеспеченных семей или неполных семей, как в сельской местности, так и в городе. Эти дети вынуждены работать в опасных, вредных условиях для получения какого-либо дохода. Детский труд приобретает все большее распространение в Казахстане. Количество детей, работающих в условиях формирующегося свободного рынка, стало быстро увеличиваться. Дети становятся объектом манипулирования и эксплуатации при недостаточном юридическом и административном контроле и отсутствии соответствующих законодательных актов или их реального исполнения.




Эксплуатация детского труда – процесс включения детей в производственный труд взрослых или поручение детям выполнение труда, превышающего их возрастные возможности, с последующим присвоением результатов этого труда или его оплаты лично взрослым руководителям.

Общественно полезный, посильный труд ребенка и труд по самообслуживанию НЕ ОТНОСИТСЯ к формам эксплуатации.

Эксплуатация детского труда возникает там и тогда, когда взрослые отбирают у детей часть их заработка или весь заработок, когда извлекают прибыль из их деятельности.

Отношение взрослых к детскому труду неоднозначно. Большинство отмечают вредное влияние детского труда на здоровье и образование детей и считают, что использование детского труда необходимо уменьшить. Часть считают, что участие в детском труде является полезным для воспитания детей и отвлекает детей от вредного и пустого времяпрепровождения. Кроме того, необходимо отметить наличие у взрослых чувства некоторой обреченности и неизбежности детского труда.




Вместе с тем, необходимо отметить, что воспитательные возможности, которыми обладает труд, многообразны. Положение о том, что труд играет значительную роль в формировании человека, общепризнанно во всех философских и педагогических учениях. В процессе труда выявляются нравственные позиции человека, закрепляются и развиваются его физические способности. Для физически здорового человека труд необходим для поддержания своего организма.

Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан» гласит, что каждый ребенок имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Дети с четырнадцатилетнего возраста вправе, по разрешению родителей, в свободное от учебы время участвовать в общественно-полезном труде, доступном им по состоянию здоровья и развитию, не наносящем вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка, а также имеют право на получение профессии. Запрещается принимать или привлекать ребенка на тяжелые физические работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда (Статья 16 Закона).

Работающие несовершеннолетние граждане должны получить особую форму правовой защиты, как при договорных трудовых правоотношениях, так и при нелегальной трудовой деятельности.




Болибок Олеся Алексеевна, социальный педагог, школа-гимназия, г. Лисаковск