Особенности педагогической работы с педагогически запущенными детьми

Трудные дети – это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был допущен педагогический просчет, игнорован принцип индивидуального подхода в воспитании детей, на которых вовремя не обратили внимание, не принемали своевремменых мер к корекции их личности. «Трудный» не значит «плохой», «испорченный», «негодный »или тем более «безнадежный».

Педагогу прежде всего необходимо хорошо знать, детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты.

На вопрос, как же учитель должен организовать свою работу м педагогически запущенными детьми, В.А. Сухомлинский ответил так: «Главное – не допустить переживания этими детьми своей неполноценности, воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства». Эта цель достигалась комплексом приемов.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обечении, коментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консульторование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости.

А теперь поговрим о психологической коррекции социально педагогически запущенных детей. К методам психокоррекции индивидуально – типологических особенностей личности запущенного ребенка относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении, методы колективной тренировки вербального интелекта и методы терапии средствами искусства.

Нарушение учебной деятельности можно корректировать с помощью снижения потребностей, метода снижения чувствмтельности к оцениванию, формирования адекватной самооценки школьных достижений.

Нарушение развития самосознания запущенного ребенка требует применение таких методов, как психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребенка, развитие позитивного восприятия других. Можно дополнить эту группу методом самовнушения. – «Я хочу», «Я могу», «Я буду».

Из рекомендации учителей с опытом следует, что для преодоления педагогической запущенности необходимо:

 держать постоянную связь с семьей: рекомендовать ввести строгий режим и постоянные трудовые обязанности для детей в семье.

 Включать детей в работу различных организаций, кружков, давать им на первых порах несложные, но интересные поручения.

 Способствовать кстановлению дружбы с более сильными, организованными учащимися, учитывая внушаемости и склонность к подражанию ребенка.

 Повысить требования к ученику, не пропускать ни одного случая нарушения дисциплины и невыдержанности.

 Контролировать приговление заданий, всякое улучшение поощрять.

Необходимо помнить, что осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащимся, то есть способность находить умелый подход к ученику.
Работа с запущенными в воспитательном отношении детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат целиком оправдывает затраченное время и силы. При этом всегда надо помнить: легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укореневшие привычки и проявления, корректировать личность.

Поэтому учителю в обязательном порядке необходимо знать причины неуспеваемости школьников, индивидуальные особенности детей. Также учитель должен уметь организовать свою рабту с педагогически запущеными детьми, чтобы процесс обучения и воспитания был более эффективен.

Шелихова Наталья Ивановна, учитель истории, КГУ «Школа-гимназия № 1 Сарканского районного отдела образования», г. Саркан, Алматинская область