Ансамблевое искусство

Скрипичный ансамбль — это особое исполнительское искусство, имеющее свою историю, традиции и законы. Обучение искусству ансамблевой игры значительно обогащает художественное и инструментальное развитие учащегося.
Работа в классе ансамбля имеет также большое воспитательное значение. Здесь создается творческая атмосфера, необходимая в совместной работе, воспитывается умение слышать и трактовать свою партию как часть совместно исполняемого произведения.
Все эти качества стимулируют и развивают творческую индивидуальность учащегося, способствуют общему гармоничному развитию.
Одна из первых проблем – это чуткое психологическое понимание детского коллектива. Учитывать возрастные особенности учащихся. Ведь не каждый руководитель ансамбля , умеет просто и доступно объяснять свои требования. Атмосфера репетиций должна проходить в доброжелательной форме — это позволяет слабому ученику достойно переживать свои ошибки. Доброжелательная обстановка во время работы активизирует волю к исправлению всех ритмических, штриховых, интонационных и других ошибок.
Первые навыки игры в ансамблях начинающие скрипачи приобретают, как правило, в специальном классе. Многочисленная учебно-педагогическая литература, «школы», сборники для младших классов ДМШ изобилуют нотными примерами, специально обработанными пьесами для их исполнения совместно с педагогом (или более подвинутым учащимся). Такая возможность представляется уже по истечении одного года общения ребенка с инструментом. Одной из форм коллективного исполнения является также аккомпанемент. Педагог должен сосредоточить внимание учащегося на особенностях сопровождения, что, несомненно, будет способствовать формированию первоначальных навыков коллективного исполнения, организации ритмической и динамической дисциплины скрипача, подготовке к систематическим занятиям в классе ансамбля. Многолетняя и обширная музыкально-педагогическая практика убеждает: чем раньше учащиеся попадают в исполнительский коллектив, тем скорее и плодотворнее протекает процесс их художественного и технического развития, осознания роли и возможностей инструмента, как в сольном, так и в ансамблевом исполнительстве. Одной из важных задач, обусловливающих успешную работу в классах ансамбля, является развитие у учащихся навыков чтения с листа. Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, в голосах партитуры ансамбля значительно активизирует процесс работы, способствует более тщательному разбору и анализу музыкального произведения, закреплению навыков беглого чтения с листа, развитию «внутреннего слуха» и «предслышания».
Руководителю ансамбля необходимо в каждой группе разрабатывать план учебного процесса, выстраивая задания от простого к сложному, а также лучше использовать аналитический, развивающий метод обучения. На занятиях необходимо грамотно распределять рабочее время на закрепления старого репертуара, разбор нового и чтения с листа. В работе над произведением основное внимание педагога должно быть направлено: на работу над чистой интонацией, выработку единого чувства ритма и ровного пульса, на выполнение единых штрихов, динамических оттенков, на соблюдение единой аппликатуры, синхронности при взятии звука и равновесия в звучании голосов. Так, для развития чувства ритма полезно играть различные ритмические упражнения, поручая разным ученикам или группам исполнять одновременно различные длительности, предварительно проговаривая их ритмослогами. А работая над фразировкой, можно играть каждую фразу «цепочкой», добиваясь выразительности звука или качества штриха; устраивать конкурс «Кто сыграет интереснее этот эпизод?».
Главная задача преподавателя в классе ансамбля – заинтересовать детей занятиями на скрипке. Целью занятий должны быть, прежде всего, переживание музыки, радость музицирования, развитие творческих способностей. Задачи освоения техники игры, музыкальной грамоты и организационные вопросы ансамбля должны быть подчинены этой цели.
Одна из ярких проблем в младших классах – это сложностью освоения скрипки и музыкальной грамоты, а также особенностями психики начинающих учеников и неоднородностью по возрасту и способностям.
Я хотел бы вам предложить некие рекомендации по организации урока в младших классах.
1)Физические упражнения, направлены на укрепление осанки. Не секрет, что современное поколение страдает нарушением осанки, чуть ли не с рождением, поэтому контроль должен быть постоянным со стороны педагога. Физические упражнения можно проводить как в начале урока, так и во время смены одного задания другим. Физические упражнения входят:
а) активная ходьба,
б) повороты туловищем,
в) выпады (обязательно следить за дыханием «вдох-выдох»),
г) наклоны (обязательно следить за дыханием «вдох-выдох»),
д) работа плечами.
Такие простые упражнения помогают активизировать детей и просто повеселить.
2)Упражнения для усвоения постановки.
1) проверить общую постановку корпуса, опирающегося на обе ноги,
2) отработать поворот головы влево и вправо, попутно спрашивать, какой поворот головы нужен скрипачу,
3) выполнить упражнение «зеркальце» для левой руки,
4) взять смычок в кулачок, повертеть им перед собой, затем над головой в вытянутой вверх руке,
5) положить руку на смычок, повертеть перед собой и над головой
6) взять скрипку и смычок в игровое положение, почувствовать вес правой руки, опираясь на струны
7) под аккомпанемент сыграть на струне «ля», затем на струне «Ре», песенки, которые они знают с первого года обучения, например, «Пастушок», «Петушок» из сборника В.Якубовской «Вверх по ступенькам».
3) Разнообразные творческие открытия.
Это занятие дает возможность педагогу развивать фантазию, будить воображение, развивать чувства ребенка. Для обучения в музыкальной школе- это безусловно необходимо, так же как и для воспитания любителя и слушателя музыки. Пример этого занятия. Стихотворение:
Белый снег пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо
Падает, ложиться.
Дети хором заучивают стихотворения, четко произносят слова, читают с выражением. Выучив стихотворение, дети должны прохлопать ритм. Теперь включаем воображение, «белый» значит чистый, «пушистый» значит мягкий, «тихо ложится» значит будем играть piano. Теперь выясняем на каких струнах может прозвучать это стихотворение. Струны «ля» и «ми». Дети исполняют стихотворение, педагог может дополнить аккорд до-диезом, поиграть вместе с учениками.
Можно брать любое стихотворение, даже те которые они учат или учили в общеобразовательной школе. Это упражнение можно также использовать для смены одного задания другим.
4)Работа над новым произведением.
1. Знакомство с произведением по голосам. Здесь можно использовать разные приемы, начать с изучения ритма, прохлопать в ладоши, протопать ногами под аккомпанимент. Затем одна партия играем смычком, другая pizz.
2. Попытка играть вместе.
3. Работа над художественным образом, пропеть мелодию с чтением всех forte, Piano, крещендо, димендуэндо.
4. Исходя из художественных задач, проводится работа над штрихами. В младших классах, пьесы на легато и деташе, поэтому здесь работа будет на точное распределение смычка, одинаковое начатие, снятие звука.
5. Чтение нот с листа. Здесь можно использовать все приемы «работы над новым произведением».
6. Домашнее задание. Должны быть поставлены конкретные задачи, или наизусть, или точное распределение смычка. Нужно обязательно, что бы все дети повторили хором домашнее задание. Не смотря на то, что оно будет записано в дневнике.
Порядок перечисленных заданий может безусловно варьироваться. В зависимости от целей и поставленных задач преподавателем.

Кислощей Артем Васильевич, преподаватель, комплекс колледж искусств-специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля, г. Петропавловск