ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно зажечь.

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образования — вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление.
В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.

Научно-исследовательская деятельность является:
• мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования;
• одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.
Метод проектов (от греческого слова «путь исследования») ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения.

Проектная деятельность учащихся — это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).
Проект — это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.
Одним из основных направлений деятельности учителя математики является приобщение учащихся к исследовательской работе. Именно исследовательская работа дает возможность расширить образовательное пространство, “выйти” за пределы учебного заведения.
Наши дети могут значительно больше, если грамотно организовать их самостоятельную, познавательную и творческую деятельность.
Целью активизации интереса учащихся является повышение престижа научных знаний, создание условий для реализации творческих способностей учащихся.
В школьной исследовательской деятельности зачастую собственно открытия не происходит. Но это не означает, что ученик не открывает ничего нового. Исследование школьников должно быть значимо для самого исследователя: он не только открывает для себя принципиальную решаемость задач, но и убеждается в познаваемости мира и в своих собственных возможностях. Конечный результат — собственная интерпретация материала. Учащиеся зачастую решают проблемы, уже решенные наукой и новые только для школьников. Следовательно, задачи учителя – выбрать для ученика путь восхождения, через частное открыть общее, найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать свое слово.
Важное место здесь занимает исследовательская деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на повышение способностей школьников.
Целью проектной деятельности является создание технологии устойчивого развития качества образования, разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Что же с проектной деятельностью? Появившись в начале прошлого века, пройдя этап массового увлечения, попав под репрессии 30-х годов, но продолжая спокойное уже существование зарубежом, в конце века она снова пожаловала к нам на волне перестройки, гуманизации и охватившей страну свободы. И сейчас она находится на пике моды: проводится огромное количество ученических конференций, выставок и ярмарок проектов. Хотя, конечно, проектная деятельность не может стать альтернативой классно-урочной системе, но метод проектов как один из методов обучения, существующий уже более века, думаю, приживется и на ниве российского образования. Есть в нем хорошо понятная педагогическая идея, содержательное методическое начало, есть привлекательные психологические моменты. Выделю два «плюса» метода проектов.
«Плюс» первый. Одна из причин внимания к новому методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональные они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные в различного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Современный человек все меньше пишет ручкой, все больше на компьютере. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Надо учить по-вомову. Вне всяких сомнений – проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.
«Плюс» второй. Не будем сбрасывать со счетов, что в ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Особенность нашей сельской школы – малочисленные классы. Я считаю именно в этих условиях особенно актуально развивать умения учащихся к самообразованию, работать в группе, делиться знаниями с товарищами.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность , направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.
Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же интересе к предмету.
Практика показывает, что успехи в учебе напрямую зависят не только от природных способностей, но и от стремления и настойчивости ученика, от его желания и умения учиться. Не секрет, что менее способный школьник с высоким уровнем мотивации может достичь (и достигает) более высоких результатов в учебе, чем очень способный, но с низкой мотивацией. Формирование учебной мотивации у обучающихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.
Возникает вопрос: как повысить эффективность учебного процесса, и каким образом повысить интерес к изучаемому предмету, в частности, к математике?
Наиболее полно решить задачу повышения положительной мотивации учения позволяет вовлечение детей в проектно-исследовательскую деятельность. Этот метод органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, поскольку дает учителю возможность работать индивидуально с каждым отдельно взятым учеником.
Работу над проектом нужно начинать с выбора темы исследования, которая должна быть интересна учащимся и должна побуждать их к получению нового знания.
Таким образом, использование результатов исследовательской деятельности является эффективным средством повышения учебной мотивации при изучении математики. Ученик включается в активный познавательный процесс, самостоятельно осуществляет сбор необходимой для решения поставленной проблемы информации, планирует возможные варианты ее решения, делает выводы, анализирует свою работу. Участие в проектах значительно повышает уровень практического владения математическим языком, а главное, формирует навыки самостоятельной и ответственной деятельности, что является немаловажным условием для успешного овладения математикой.

В процессе работы над проектом с использованием средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать и делать выводы. Метод проектов востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся.

Опыт может быть использован в массовой практике как форма индивидуальной, парной или групповой работы школьников. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем на основе внимательного изучения произведений русской классической литературы.

Шаяхметов Адил Бейсенович, учитель математики и информатики, ГУ «Амангельдинская средняя школа» отдела образования акимата Карасуского района»