Путешествие по зимнему лесу

Образовательная область: социум.
Раздел: основы экологии, ознакомление с окружающим миром.
Цель: закреплять знания детей о зимних явлениях, вызвать любовь и интерес к природе и проблеме ее охраны средствами жизнедеятельности.
Программное содержание: Уточнить представления детей об изменениях в живой и неживой природе: живым можно назвать только то, что дышит, питается, двигается, чувствует; показать разнообразие живых организмов. Уточнить знания детей о внешнем строении конкретных живых организмов, представителей различных классов животных.

Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, посмотрите на них и поздоровайтесь. Сәлеметсіздерме! Здравствуйте!
А теперь встаньте в круг, чтобы я вас всех видела.
(Дети заходят в зал, встают в круг)
«Круг радости»
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуйте мои друзья!
Здравствуйте гости дорогие!
Очень рады видеть вас!
Сәлеметсіздерме!

Звучит музыка.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, давайте закроем глаза, послушаем музыку.
Воспитатель обращает внимание детей.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами находимся? (принимается любой ответ, и не отрицается, а используются вопросы подсказки или прием на развитие воображения).
Дети: Мы пришли в лес!
Воспитатель: В какой лес мы пришли?
Дети: Зимний!
Воспитатель: Как вы узнали, что в лесу зима?
Дети: На деревьях снег, тишина.

Музыка.
Воспитатель: Дети, а по каким приметам мы узнали, что пришла зима? (снег выпал, воздух холодный, солнце светит мало, дни стали короче, ночи длиннее, ветер холодный, буран и т.д.)
Воспитатель: А что такое буран?
Дети: Буран – это когда ветер дует, снег поднимает.
Воспитатель: Послушаем музыку, что происходит зимой в лесу.
Воспитатель: Как вы думаете, что происходит со зверьми в лесу зимой? (устроились у себя в домике, поменяли шубки, заготовили себе припасы еды, медведь в спячке и т.д).
Воспитатель: Ребята, в лесу надо соблюдать тишину. Заглянем в дупло этого дерева (просмотр слайдов). Кто живет здесь? (появляется белка. Затем заглядываем в берлогу, в норку к зайке)

Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Понравилось вам в лесу?
Дети: Да!
Воспитатель: Мы понаблюдали за зверьми в лесу, как они живут. Ребята, а кто из вас хочет рассказать об этих зверях?

Дети рассказывают рассказ о белке.
Примерный рассказ о белке (по схемам моделям выставляем на доску): «Белка живет в лесу, питается грибами, семенами, сушеными ягодами. Домики у белки в дупле. У белки есть длинный пушистый хвост, 4 лапки, все они короткие, на лапках есть длинные коготки. Зимой у белки шубка светлая, есть голова, туловище, покрытая шерстью, детенышей белка скармливает молоком».

Загадка про медведя.
Воспитатель: Ребята, как ведет себя медведь в лесу зимой?
Дети: Медведь зимой уходит в спячку. У медведя четыре лапы, туловище покрыто шерстью, маленький хвост. Кушает он во сне, сладкие ягоды, сочные корешки, даже лягушек и улиток. Живет медведь в берлоге. Сосет лапу, кормит детенышей молоком.
Воспитатель: Многие из вас слышали, что зимой медведь лапу сосет? Как вы это объясните?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы ребята, очень много интересного, познавательного вы знаете о зверях.
А теперь поиграем в игру «Живое – не живое». Но вспомним, что в природе живое, что не живое.
Ответы детей: живое в природе то, что растет, развивается, размножается, чувствует, дышит.

Коррекционная игра «Сложи картинку».
Воспитатель: Ребята, мы сейчас разделимся на две команды.
1 команда: Собирает пазлы, что вы считаете «живое» в природе (дерево, животное, насекомое и т.д.).
2 команда: Собирают пазлы, что вы считаете «не живое» в природе (небо, солнце, снег и т.д.)

Музыка. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Да, ребята, мы убедились, что звери, деревья, растения, птицы, насекомые — все это живая природа.
Воспитатель: Что мы знаем о природе?
Дети: Природа дает человеку радость, дает здоровье, мы становимся добрее, лучше, любим друг друга.
Воспитатель: А как вы думаете, природа нуждается в нашей помощи?
Дети: Да!
Воспитатель: Что для этого мы должны делать? (не ломать ветки, не сорить, не топтать траву, цветы и т.д.)
1. Кто природу губит, тот свой край не любит!
2. Птиц, зверей охраняйте и всегда им помогайте!
3. В природе будь вежливым гостем у добрых хозяев!
Воспитатель: Молодцы ребята! Чтобы наша земля оставалась такой красивой, чудесной, как сейчас наш лес, внесем частицу своего труда в дело защиты и охраны природы.

Дети выкладывают готовые предметы природного явления и украшают плакаты.

Воспитатель: Молодцы ребята, прекрасные плакаты вы приготовили.
Воспитатель: А сейчас презентация, выставляем картины.
1 команда
1 ребенок:
Дети читают стих
Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защищаться!
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни!

2 ребенок:
Солнце ласково смеется,
В круг зовет своих друзей,
Мы друг другу улыбнемся,
Станем мы еще добрей!

2 команда.
1 ребенок:
Нор звериных, птичьего гнезда,
Разорять не будем никогда,
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом

2 ребенок:
Я животных всех люблю,
И друзьями их зову,
О друзьях так хочется
Мне всегда заботиться!

Воспитатель:
Давайте будем беречь планету
Во всей вселенной похожей нет.
Во всей вселенной совсем одна!
Что будет делать без нас она!

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг, возьмите друг друга за руки, вам приятно, когда вы рядом.
Дети: Да!

Давайте порадуем природу. «Круг радости».

Солнце я тебя люблю!
Солнце я тебя прошу!
Подари нам света и тепла!
Чтоб счастливой жизнь у нас была!

Рахмет. Сауболыңыздар.

Воспитатель награждает детей награждалками — «Знак экологии».

Оспанова Майра Думаковна, воспитатель ясли-сада № 33, г. Алматы