Разработка самоподготовки по русскому языку и литературному чтению

Цель: формирование навыков самостоятельного выполнения домашнего задания, закрепление пройденного материала.

Задачи: закрепить знания учащихся, полученных на уроках, развивать память, внимание, мышление, самостоятельность при выполнении домашнего задания, приучать детей аккуратно выполнять домашнее задание; воспитывать положительную мотивацию к учению.

Наглядность: Правила «Подлежащее и сказуемое», портрет Д.Крюса, иллюстрация «Говорящая машина».

1. Организационный момент
Приветствие.
— Сегодня на самоподготовке мы покажем, как умеем читать, отвечать на вопросы и грамотно писать.
— Давайте друг другу улыбнёмся. Ведь улыбка может согреть своим теплом и улучшить настроение. А хорошее настроение всегда помогает справиться с любым заданием и добиться хороших результатов.
— По каким предметам вы получили домашнее задание?
Русский язык – с.213 у.620
Литературное чтение – с.189-192 пересказ по плану
— Какое правило организует нас во время выполнения домашнего задания?
(Правило 3 «Я»: Я сам выполняю. Я сам проверяю. Я сам оцениваю).
— Как надо работать, чтобы выполнить задание быстро, аккуратно и правильно? (Не шуми. Другим не мешай. Даром время не теряй.)
2. Основная часть.
Русский язык.
— Из каких частей состоит задание по русскому языку? (выучить правило и выполнить упражнение).
— В каком порядке нужно выполнять задание (сначала выучить правило, затем выполнить упражнение).
Работа в парах над правилом (чтение правила и пересказ друг другу).
Обобщение по правилам, задаю вопросы.
1. Что такое подлежащее?
2. Какой частью речи обычно выражено подлежащее?
3. Что такое сказуемое?
4. Какой частью речи обычно выражено сказуемое?
5. Выделите грамматическую основу в предложении.
Задание по русскому языку: Вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни главные и члены предложения. Какой частью речи они выражены?
Учащиеся по очереди читают предложения, вставляют пропущенную букву, называют правила на эту букву и отвечают на вопросы.
Небо затянулось туч…ми. Доро…ка заросла тр…вой. За д…ревней начинаются п…ля. В т…атре дети см…трели п…есу «Золушка».
Проверка самостоятельной работы. Учащиеся читают предложения, называют пропущенную букву, подлежащее и сказуемое.
1. Что такое подлежащее?
2. Что такое сказуемое?
3. Какой частью речи обычно выражено подлежащее? сказуемое?
Физминутка.
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
Литературное чтение.
— Как люди становятся умными? Прочитал 100 или 1000 книг и стал умным? Нет. Человек становится умным, когда думает, ищет на каждый вопрос свой ответ. Сначала на маленькие вопросы, не очень трудные, а постепенно на сложные и большие. Вот и мы будем развивать свой ум прямо сейчас, выполняя задание по чтению.
— Какое домашнее задание по чтению? (подготовить пересказ по плану).
— Как называется произведение, над которым работали на уроке?
— Назовите автора этого произведения?
— О чем это произведение? (Рассказ Д. Крюсса «Говорящая машина» — веселый фантастический рассказ об изобретателях удивительной машины, которая переводила язык животных).
— Давайте с вами повторим содержание рассказа.
— Кого изучал профессор?
— Кем ему приходился Мартин? (дети читают из текста)
— Что они изобрели?
— Для чего она нужна? (дети читают из текста)
— Кого взяли на испытание?
— На уроке чтения вы составили план этого рассказа, по которому будете пересказывать.
1. Профессор Розкам и Мартин
— Кого изучал профессор?
— Кем ему приходился Мартин?
— Что они изобрели?
2. Говорящая машина
— Где она находится?
— Из чего она состоит?
— Для чего она нужна?
3. Первое испытание
— Кого взяли на испытание?
— Как фрейлейн разговаривает с канарейкой при людях?
— Какой перевод предпологали услышать Мартин и его дядя?
— В чем ошибся Мартин?
— Что открылось при переводе?
— Почему так возмущалась канарейка? что ей не нравиться?
— Что стало открытием для фрейлейн?
— Кто научил канарейку ругаться?
Учащиеся пересказывают произведение по плану.
— О чем заставляет нас подумать этот рассказ? (Рассказ о говорящей машине заставляет нас подумать, какой должна быть наша речь с теми, кто живет рядом с нами).
— Ребята, а можно ли сконструировать такую машину в жизни?
— А что такое фантастика?
3. Итог самоподготовки.
— Ребята, благодаря вашей усидчивости, работоспособности, вы все задание выполнили. Молодцы!
— Но не забывайте правило, которым мы пользовались во время выполнения домашнего задания: Правило 3 Я: Я сам выполняю. Я сам проверяю. Я сам оцениваю. Вы сами выполнили домашнее задание, сами проверили, теперь, как вы себя сами оцените?
— И за хорошую работу на занятии я хочу вас поблагодарить. (Выделить учащихся, которые справились быстрее всех, похвалить за аккуратный почерк, чистую работу в тетради и т. д.)

Гордеева Татьяна Александровна, воспитатель, общеобразовательная школа-интернат общего типа, г. Балхаш, Карагандинская область