ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ ПО СЛУХУ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Музыкант, который хорошо может подбирать различные произведения по слуху, умеет чувствовать красоту изысканной гармонии и отлично владеющий различными приёмами, всегда вызывает у слушателя восхищение. Если творческие способности слабые (или даже отсутствуют), то это явление объясняется недостатком таланта. Однако, творческие способности нужно систематически развивать – подбирая различные мелодии, аккомпанемент.
Обычно музыкальные произведения усваиваются с нот, при этом слух исполнителя находится в пассивном состоянии. Поэтому, такое изучение программы не может развивать творческие способности, касаемые подбора по слуху. Непосредственная связь между слуховым предслышанием и движениями рук развивается слабо, и как итог этого – не только неумение подбирать по слуху, но и недолговременная музыкальная память, непривязанность музыканта к нотному тексту, боязнь забыть его на сцене, невыразительность игры, отсутствие свободы владения инструментом.
Структурируя модель учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования, можно отметить важную развивающую функцию и одновременно привлекательность для учащихся видов и форм работы, выступающих под обобщенным названием — творческое музицирование. Подбор мелодии по слуху, чтение с листа, транспонирование, импровизация — все эти виды и разновидности музыкальной деятельности, будучи, умело использованными, могут решить значительную часть задач, стоящих перед педагогом и учеником.
Проблемой творческого развития детей в музыкальной деятельности занимались многие педагоги, психологи и практики. В своих работах они указывали на значимость развития в детях творческого начала и непосредственного творческого самовыражения через приобщение к музыкальной деятельности, творческому музицированию: подборе мелодий по слуху, чтению с листа, транспонированию, импровизации.

Психологический механизм игры по слуху.

Под игрой по слуху мы понимаем исполнение на инструменте музыкального материала, усвоенного и непосредственно воспроизводимого на основе музыкально слуховых представлений без помощи нот.
Воспитываются навыки игры по слуху в процессе подбора музыкального материала по слуху. Подбор имеет две формы: усвоение музыки в первоначальной тональности, усвоение музыки в новой тональности, т.е. в виде транспонирования.
Музыкальная педагогика обращается к игре по слуху, как к важнейшему способу укрепления слухо двигательной взаимосвязи. Музицирование по слуху полезно любому контингенту учащихся на самых различных этапах обучения игре на инструменте.
Щапов рекомендует заниматься подбором по слуху знакомых мелодий и их транспонированием с первых шагов при обучении на инструменте.
Психологи свидетельствуют, что у музыкантов — инструменталистов возбуждение слухового нерва влечет за собой ответную реакцию не только голосовых связок, но и мышц пальцев. Проблема взаимосвязи слуховых и двигательных представлений является важнейшей в современной методике. В музыкальном исполнительском процессе 2 стороны:
• слуховая (основа для активизации слуха, музыкально-теоретического мышления)
• двигательная ( умение и навыки).
Широко распространен метод, когда направляется внимание не на активизацию слуха, а на развитие игровых движений и навыков ( чисто двигательные запоминания). Установлено, что слух играющих на темперированных инструментах (баян, аккордеон, фортепьяно) проявляют меньшую чувствительность к колебаниям звука, чем играющие на не темперированных инструментах (скрипка, виолончель, духовые инструменты). Это объясняется тем, что необходимость создания чистой интонации заставляет последних (скрипачей и т. д.) постоянно активизировать слух, тогда как у первых такой необходимости нет.
Усвоение нотного текста становится «зрительно — аппликатурным», а не «зрительно — слуховым».
То есть, при слуховом методе, управление игровым процессом осуществляется при ведущей роли слуха, при двигательном он (слух) — пассивный наблюдатель моторики. Особую опасность этот метод представляет на начальной стадии обучения игре на инструменте, ибо, как только перед учащимися открывается путь наименьшего сопротивления, психический процесс обязательно стремится направиться по нему и заставить его свернуть на путь наибольшего сопротивления становится задачей неимоверной трудности.
Таким образом, эти вышеизложенные обстоятельства заставляют многих педагогов обращаться к изысканию таких приёмов работы с учеником, которые способствовали бы его слуховой и умственной активности. Наиболее доступными и действенными, как уже подчёркивалось, являются игра по слуху, и транспонирование. И действительно, когда, например, баянист подбирает или транспонирует музыкальный материал по слуху, он производит слуховые действия значительно более сложные и многообразные, чем просто при разборе или воспроизведении нотного текста.

Подбор аккомпанемента
Готовый аккорд — одно из преимуществ баяна и аккордеона перед другими инструментами. Благодаря готовой системе простейший аккомпанемент освоить достаточно легко, но вначале необходимо разобраться в принципе построения левой клавиатуры.
Практически любую песню можно уложить в три аккорда, построенных на главных ступенях лада: Т – тонический аккорд, построенный на I ступени лада, S – субдоминантовый аккорд, построенный на IV ступени лада, D — доминантовый аккорд, построенный на V ступени лада. Чередование этих аккордов формирует гармонию аккомпанемента песен.

Заключение

За последние десятилетия сформировались различные системы, связанные с новым подходом к воспитанию детей в музыкальных школах. Сейчас всё большее внимания уделяется развитию музыкально-творческих способностей учащихся, самая важная из которых умение подбирать по слуху.
Если дети научились подбирать мелодии и сопровождение к ним по слуху, аккомпанировать себе, то эти умения обязательно будут востребованы на любых школьных или семейных праздниках, а так же в дальнейшей жизни учащихся.
При этом развиваются музыкальные способности: мелодических и гармонический слух, приобретаются навыки транспонирования, развивается логическое мышление и улучшается ориентировка на клавиатуре инструмента.
Занимаясь гармонизацией мелодий, учащиеся более осмысленно подходят к разучиванию музыкальных произведений по специальности, лучше запоминают их наизусть, свободнее ориентируются в музыкальной форме, смене тональностей, что, несомненно делает процесс музыкального воспитания учащихся более плодотворным и разнообразным. Когда ребёнок видит, что благодаря своим музыкальным достижениям он может доставить удовольствие родным, друзьям, он становится интереснее в их глазах, у него растёт чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность, у него появляется уверенность в себе.
Итак, занимаясь подбором по слуху, мы выполняем задачу — приблизить обучение игре на баяне запросам детей и их родителей, чтобы овладение инструментом нашло практическое применение в жизни. Наша общая цель воспитывать любителей музыки, умеющих играть на музыкальных инструментах.

Антоненко Галина Сергеевна, преподаватель, КГУ «Комплекс «Колледж искусств-школа-интернат музыкально-эстетического профиля для одарённых детей»», г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область