ПОДГОТОВКА УЧАЩЕГОСЯ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

I. Концертная практика
В сущности, вся работа музыканта над произведением направлена к тому, чтобы оно зазвучало в концертном исполнении. На это, по моему мнению, должен быть направлен весь комплекс музыкального образования и воспитания баяниста. Публичное выступление венчает большую, кропотливую работу исполнителя-труженика. Конечно, не все могут заниматься концертно-исполнительскою деятельностью. Многие ли педагоги продолжают занятия на инструменте и принимают участие в концертах? К сожалению, нет, за исключением отдельных энтузиастов. Причин для оправдания можно, конечно, найти множество, но истинная в том, что у баянистов ещё не заложены основательно традиции свободного музицирования на инструменте, свободного владения достаточно обширным репертуаром. Такая же картина наблюдается и в период обучения. Практика показывает, что например, в шефских концертах принимают участие обычно одни и те же студенты. А как же остальные? Как правило, старые пьесы уже забыты, а новые ещё в работе… А между тем музыка должна звучать, и звучать публично, для людей!
Концертную практику должен проходить каждый баянист на любой ступени обучения. Даже в музыкальной школе ученик должен иметь всегда в запасе ряд пьес, а в музыкальном училище со второго и третьего курсов желательно уметь сыграть одно отделение на публике. В консерватории студенты просто обязаны постоянно иметь в репертуаре отделение, а наиболее даровитые – выступать с сольным концертом из двух отделений. Разумеется, точные рекомендации здесь невозможны, многое зависит от природных способностей ученика, но концертные выступления должны быть обязательными на протяжении всего учебного процесса.
Связав свою творческую судьбу с педагогической деятельностью музыкант-баянист не вправе окончательно порывать с музицированием. Иначе выходит так, что все знают, как нужно играть, но мало кто может это продемонстрировать. Конечно, далеко не все могут стать «артистами больших залов», но периодически играть перед учащимися или в шефских концертах должен каждый педагог. Это ему очень поможет и в педагогической деятельности. Исключение могут составить только те, у кого появилась профессиональная болезнь рук или кто целиком посвятил себя, допустим, исследовательской работе. Тем не менее, даже в этих случаях музицировать хотя бы дома необходимо на протяжении всей своей творческой жизни.
Прекрасная традиция успешного творческого совмещения концертной деятельности с преподавательской заложена ещё великими музыкантами прошлого. В наши дни ярким примером для баянистов является опыт ведущих советских педагогов – музыкантов разных специальностей.
К настоящему времени в баянной культуре сложились богатые традиции, в том числе и педагогические, и исполнительские. Ведущие музыканты- баянисты совмещают педагогику, исполнительство, научную и общественную работу и достигают немалых результатов.
II. Подбор концертного репертуара.
Программу концерта можно составлять произвольно, однако есть объективные факторы, которые могут влиять на порядок пьес.
Одним из важнейших принципов в формировании программы для баянистов должен стать следующий: обязательное наличие оригинальных произведений, причём желательно, чтобы они занимали не менее половины программы. Интересен вариант составления программы двух отделений только их оригинальной музыки, например: первое отделение – произведения современных западноевропейских композиторов, второе – посвятить одно из отделений жанру обработок народных мелодий.
Внутри сольной программы можно делать циклы из произведений органной или клавесинной музыки. Интересными вариантами программы одного отделения могут быть произведения русских композиторов, или переложения пьес современных авторов, или оригинальная музыка. В одном из отделений можно показать историческое развитие жанра обработок народных мелодий.
Внутри отделения желательно также стремиться к миницикличности, например исполнять не по одной миниатюре каждого автора, а представить композиторов полнее, создавая драматургическую и стилевую стройность.
При составлении программы следует учитывать принцип контраста, так как при длительном однообразном воздействии слушательское восприятие притупляется.
Следующий принцип: каждое произведение прозвучит наиболее убедительно лишь на своём месте в программе. Есть пьесы, которыми нельзя заканчивать отделение или весь концерт, а иные, наоборот, лучше приберечь к концу.
Иногда неудачно расположив произведения в программе, можно какой-нибудь пьесой снизить впечатление от уже прозвучавшей ранее. С другой стороны,
бывает, что программа составлена вроде бы удачно, красиво, а публике неинтересно. Не всё то, что хорошо для глаза, так же хорошо и для слуха.
Никогда не нужно выстраивать свой концерт только из хорошо знакомых, внешне эффективных пьес, заведомо «обречённых» на успех. Каждый артист должен быть просветителем в своём искусстве. Пример для нас – многие выдающиеся мастера, которые никогда не играли в угоду публике, а наоборот, вели её за собой.
Наконец программа подготовлена, концерт объявлен. Проследим творческое состояние музыканта-исполнителя до концерта, во время него и после.

III. Перед концертом.
Предконцертное время не ограничивается одним днём. Нужно научиться создавать для себя такие психологические ситуации, при которых хотелось бы заниматься с полной выкладкой, ощущать чувство радости, удовлетворения от работы, а также уметь вызывать в себе состояние, аналогичное концертному. Если
произведение готово задолго до концерта, то полезно проигрывать его дома с полной эмоциональной отдачей, предварительно настроив себя психологически на концертный лад. Нелишне, чтобы при этом присутствовал кто-либо из товарищей, родных. За несколько дней до главного концерта желательно два-три раза обыграть пьесу или программу на менее ответственных концертах, чтобы почувствовать большую уверенность и в главном концерте мобилизовать свои силы и нервную энергию на исполнение, а не растачивать их, излишне волнуясь.
IV. День концерта.
Наконец он настал. В этот день следует прежде всего хорошо выспаться. Некоторые музыканты предпочитают днём вообще не заниматься или играют другие пьесы (так поступал С. Рахманинов). Думается, что в день концерта всё же полезно поиграть в среднем темпе, спокойно, без эмоций всю программу, на что уйдёт часа два. Этого вполне достаточно. Ни в коем случае не следует переутомлять свои руки и чувства в этот день. Нужно сохранить свежесть чувств до вечера. Ф.Бузони и К.Таузиг также советовали не усердствовать за инструментом в день концерта.
Перед концертом желательно пообедать заранее. Когда человек немного голоден, его ощущения обострены, что очень важно на сцене.
На концерт желательно прийти заблаговременно, примерно за час, приготовить устойчивый стул, найти наилучшую точку на сцене, ознакомиться с акустикой в зале, разыграться, просто побродить по сцене, настроиться для предстоящей игры.
Наряду с психологической подготовкой один из важных факторов успешного выступления – состояние рук. Одни музыканты должны как следует разыграться перед концертом, другие почти всегда в хорошей форме. Вообще руки не надо излишне нежить, иначе в холодную погоду будет трудно разыгрываться. Если руки ледяные и долго не согреваются, можно выполнить ряд гимнастических упражнений, убыстряющих кровообращение.
В день концерта и особенно перед выходом на сцену надо стараться меньше разговаривать, не находиться в шумной компании, не растрачивать понапрасну энергию. Волнение в этот момент, конечно, большое, оно повышается от сознания ответственности. По словам К.С. Станиславского, различаются два вида волнения: «волнение в образе» и «волнение вне образа». Чтобы излишне не увлечься своим драгоценным «я» и чтобы волнение не перешло в панику, полезно несколько отрешиться от излишнего ощущения ответственности. Совершенно
противопоказаны мысли типа: «А что обо мне скажут, если я сыграю неудачно!?»
хотя чрезмерное волнение мешает, но излишнее спокойствие – плохо. Наилучшие творческие достижения получаются тогда, когда исполнителю неодолимо хочется на сцену. Творческое волнение помогает мобилизовать психику, исполнительский аппарат.
Важный педагогический момент: если концерт играет ученик, то педагогу не следует давать последние наставления, касающиеся интерпретации. У каждого ученика свой, индивидуальный психологический настрой и подобные советы перед выходом на сцену могут лишь вызвать скованность, неуверенность. Полезнее в данном случае помочь ему психологически настроиться на максимальную отдачу.
В той или иной степени волнуются все. «Прошло уже восемьдесят лет, а я так и не поборол в себе это жуткое нервное беспокойство перед началом выступления, — размышляет выдающийся виолончелист П. Казальс. – всякий раз для меня это пытка. Перед выходом на сцену у меня болит в груди, я маюсь, не нахожу себе места. Сама мысль о выступлении перед публикой до сих пор наводит на меня ужас…»
Ещё один важный «предконцертный» момент: в последние минуты перед выходом на сцену следует категорически избегать лихорадочных выхватываний коротких эпизодов программы и их поспешных проигрываний «для закрепления в памяти». Кроме лишней нервозности такая суетливость ничего не принесёт. Что есть – то есть. Лучше внутренне собраться, представить себе темп, характер первого произведения, проверить правильность включённых регистров, два-три раза глубоко вздохнуть и смело выходить на сцену – побеждать!
V. Концерт.
Очень важно почувствовать акустику зала. В хорошем зале играть легче, сама акустика этому способствует. К сожалению, далеко не каждый концертный зал наилучшим образом соответствует звучанию нашего инструмента. Если нет достаточного резонанса, если звук глохнет, баянисту следует уметь себя сдерживать, не пережимать, иначе инструмент будет захлёбываться, взвизгивать, а тугую акустику зала всё равно не пробьет. Особенно это относится к произведениям, требующим большой эмоциональной отдачи от исполнителя.
Во время концерта могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. В конце концов, за полтора-два часа игры на публике немудрено где-то и пассаж смазать или зацепить не ту ноту. Важно научиться не придавать
этому никакого значения, чтобы мимолётная фальшь не перебила ход мыслей. Главное – сохранить течение музыки. Ганс фон Бюлов как-то полушутя сказал, что концертирующему музыканту не грех кое-где и промахнуться, иначе слушатели не заметят, на сколько трудна пьеса.
Непопадания на сцене чаще всего случаются из-за психической скованности. Свобода психики и аппарата даёт большую уверенность, и наоборот, уверенность в своих силах помогает освободиться от скованности. Здесь всё взаимосвязано.

Призвание исполнителя – формировать особое состояние души слушателя. Очень важно установить контакт между сценой и залом.
Известно, что сцена диктует свои определённые требования к артисту. Немаловажное значение имеет само сценическое поведение: выход и уход со сцены, поклоны, поведение за инструментом – словом, то, что мы называем артистизмом.

VI. Вывод.

Главным условием совершенствования исполнителя является его постоянная неудовлетворённость собой. И даже после весьма успешного концерта не следует
почивать себя на лаврах, сладостно перебирая в памяти несомненные исполнительские удачи и восторженные слова похвалы. Надо к себе относиться более требовательно, нежели публика. Настоящий артист сам себе самый строгий судья.

После концерта полезно детально разобрать исполнение, вспомнить, что удалось, а где произошла неудача, постараться выявить причины каких-то срывов, сделать выводы на будущее. В этом отношении молодым концертантам полезно вспомнить известные слова великого Шаляпина о том, что если он и ставил что-нибудь себе в заслугу и мог считать примером, достойным подражания, так это неутомимое, беспрерывное самодвижение. Никогда, даже после самых блестящих успехов он не разрешал себе «спать на лавровом венке». Гениальный артист был к себе беспощаден. Он помнил, что ему надо в дальнейший путь.

Основное состояние, которое должно сопутствовать артисту после каждого концерта, — это ощущение неуспокоенности, жажда последующих занятий, потребность в разучивании новых произведений, стремление к постижению новых вершин.

Антоненко Галина Сергеевна, преподаватель, КГУ «Комплекс «Колледж искусств-школа-интернат музыкально-эстетического профиля для одарённых детей»», г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область