ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В современной системе образования прослеживаются сдвиги от получения определенного набора знаний к формированию самостоятельной, творческой личности, способной действовать в соответствии с изменяющимися условиями, совершенствоваться и самообучаться. Таким образом, развитие личности учащегося, раскрытие его потенциала, талантов, становление самосознания, самореализации переходит из разряда одного из возможных подходов к обучению, в разряд основных требований к результатам обучения детей в школе.

Главной целью образования сегодня становится формирование жизнеспособной личности, которая владеет максимально возможным объемом знаний, обеспечивающим успешную реализацию личностных целей и позволяющим самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора [1, c. 23].
Развитие человека как личности и объекта деятельности – это обязательно развитие: интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе и самопринятия, позитивного отношения к миру и принятие других, самостоятельности, ответственности, мотивации, самоактуализации.

В связи с этим в учебной деятельности педагог должен создавать оптимальные условия для реализации каждым учеником своих потенциальных возможностей, стимулировать потребность личности в творчестве, формировать самостоятельность учащихся в учебной деятельности как показателя личностного роста [2, c. 35].

Но как педагогу измерить степень личностного роста учащихся и увидеть прогресс в этом направлении? Существует ряд методик для диагностики личностного роста ученика. Все они применимы начиная с 15-летнего возраста, потому как сенситивным для начала процесса самоактуализации является старший подростковый возраст.

Для начала необходимо оценить изначальный уровень самоактуализации ребят. Рассматривая возможные подходы к изучению самоактуализации личности в подростковом возрасте, мы в первую очередь остановили внимание на методике под названием «Самоактуализационный тест» (CAT). Данный тест способствует всестороннему измерению степени обладания компонентами самоактуализации. Он представляет собой сделанную на кафедре социальной психологии МГУ русскоязычную адаптацию опросника POI (Опросник личностных ориентаций) Эверетта Шострома, ученика Абрахама Маслоу. Тест оценивает такие качества самоактуализирующейся личности как ориентация во времени, поддержка, ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность к себе, спонтанность, самоуважение, самопринятие, представления о природе человека, синергия, принятие агрессии, контактность, познавательные потребности, креативность. Основными являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков – по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов.

Учащимся предлагается выбрать тот вариант, который наилучшим образом согласуется с их представлениями. Каждый совпадающий с ключом ответ оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных подростком по каждой шкале.

За базовую шкалу может быть принята «Шкала поддержки», остальные шкалы были использованы в качестве дополнительных. По результатам анализа ответов по данной шкале можно сделать вывод, руководствуется ли человек своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами, или он подвержен влиянию внешних обстоятельств, мнению других людей. Человек, нацеленный на личностный рост, следует в основном внутренним принципам и мотивацией. Он мало подвержен внешнему влиянию, имеет свободу выбора и в своих поступках опирается на собственные чувства и мысли.
Особое внимание при проведении данной методики следует обратить на результаты по блокам отношения к познанию, межличностной чувствительности и ценностей, а это шкалы креативности, контактности и ценностных ориентаций, т.к. по нашему мнению, данные шкалы наиболее точно показывают особенности процесса личностного роста подростков.

Следующей методикой для диагностики личностного роста подростков является методика исследования системы жизненных смыслов В.Ю. Котлякова. Она применяется для определения особенностей ценностных ориентаций подростков. Учащимся предлагается список из 24 утверждений. Это перечень жизненных смыслов, на которые могут ориентироваться люди в своей жизни. Далее подросткам предлагается сделать рейтинговый анализ представленного списка. Для подсчета результатов необходимо воспользоваться таблицей «Рейтинг категорий жизненных смыслов». Чтобы определить сумму ранговых значений категорий жизненных смыслов, нужно записать напротив каждого порядкового номера утверждения место, который учащийся присваивает этому утверждению в таблице «Рейтинг представленности жизненных смыслов». Затем подсчитывается сумма ранговых значений, и, таким образом, определяется вес всех категорий жизненных смыслов. Для оценки личностного роста следует обратить внимание на анализ когнитивного жизненного смысла и жизненного смысла самореализации.

Третьей методикой для диагностики личностного роста подростков выступает тест готовности к саморазвитию, состоящий из 14 утверждений. На первом этапе теста подросткам предлагается выразить свое согласие или несогласие с предложенными утверждениями. Для того, чтобы узнать результат, следует посчитать количество ответов, совпавших с ключом. Оценить готовность можно с помощью двух параметров: «хочу знать о себе» и «могу самосовершенствоваться». Полученные значения переносятся на график: по горизонтали отмечается величина «хочу знать о себе», по вертикали значение «могу самосовершенствоваться». График состоит из 4 квадратов: А, Б, В, Г, каждый из которых соответствует определенному состоянию подростка в настоящее время: «А» – могу совершенствоваться, но не хочу знать себя; «Б» – хочу знать себя и могу совершенствоваться; «В» – не хочу знать и не могу изменяться; «Г» – хочу знать себя, но не могу себя изменить.
Таким образом, можно сделать вывод, что главная цель работы педагога сегодня – создать наиболее благоприятные условия для раскрытия и реализации того потенциала, который заложен в учащемся. Методики диагностики личностного роста учащегося, описанные выше, помогут оценить результативность работы учителя в данном направлении.

Список литературы
1. Зубова Л.В. Психолого-педагогическая сущность развития в образовательном процессе: Сборник научных статей. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. 64 с.
2. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября»,2006. 87 с.

Скоренко Анна Анатольевна, учитель английского языка, средняя школа № 32, г. Петропавловск, СКО