ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОДНОГО ИЗ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ В СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ

Цель: выявить степень эффективности использования модуля «Обучение критическому мышлению» я в обучении.
Критическое мышление самое современное педагогическое понятие. Его идеи соответствуют конструктивной теории (соответствующей данной программе), которая признает учеников как активных участников процесса обучения. Задача развития критического мышления становится все актуальнее. Поскольку поток информации, обрушивающийся на современного человека, увеличивается с каждым днем. Мыслить критически надо не только ученику, но и учителю, в первую очередь. Современный учитель обязан быть «рефлективным практиком» (Д.Дьюи).
Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других. (см. руководство стр. 154)

При прохождении практики данному модулю «Обучение критическому мышлению» уделяли особое внимание. Перед собой ставили следующие задачи: развивать умение работать в группе, участвовать в обсуждении, тем самым развивать диалогическую речь, уметь сформулировать ответ и выступить публично.
На уроках математики критическое мышление учащихся наблюдалось как при изложении теоретического материала, так и при решении практических примеров.
Большую роль сыграло то, что в работе были задействованы модели взаимодействия – исследовательская беседа, диалогическое обучение. Считаю, что именно эти формы работы способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию детей.
Темой наблюдения для исследования стало «Развитие критического мышления через разноуровневые задания». Данная тема даёт возможность понять умение учащихся решать задания, при этом рассмотреть различные способы решения примеров. При формировании групп было продумано, чтобы в одной группе находились дети с разным уровнем развития способностей и обучаемости.Для того, чтобы сильный ученик попробовал себя в роли помощника-консультанта, а более слабые ученики, хорошо выполнив задание, повышали свою самооценку в практике, особая роль отводилась для применения различных стратегий критического мышления.
Стратегии «Мозговой штурм», «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения» применялись на начальной стадии урока. Данные приёмы позволяют выяснить всё, что знают учащиеся по данной теме. Если сравнить новый формат обучения с традиционным преподаванием урока, то стратегии критического мышления – это те же методы и приёмы преподавания традиционного урока. Использование стратегий ведёт к осмыслению, оценке, анализу, синтезу информации.
При организации групповой работы использованы следующие стратегии: «Карусель», «Галерея», которые необходимы были при работе с проблемными вопросами открытого характера. Данные приёмы предполагают о развитии мышления, памяти, речи и воображения.
При работе в группах учащимся было предложено в виде кластера изобразить теоретическую часть материала. Каждая группа изучила новую тему, отобразила на кластере в виде схем, таблиц. Очень интересно была предложена работа группы №2 . Суть индивидуализации их работы была в том, что именно эти ребята более ответственно и креативно подошли к изучению и рассмотрению данной темы, самостоятельно составили алгоритм приведения одночлена к стандартному виду. Положительная сторона данной работы то, что им предлагается метод не запоминания алгоритма, а вывод. И именно предложенной ими схеме вывод был не сложен и эффективен.

Была применена стратегия «Думай, в паре и делись». Задание №2 предусматривало развитие критического мышления через разноуровневые задания. Ребята получили задания, основанные на информации из пройденной темы, синтезировали данные знания и применили их на практике. В парах слабых учеников при подведении анализа задания №2 было отмечено, что знание понятий о степени с натуральным и нулевым показателем составило 84% понимания темы. 16% учащихся с низким уровнем мышления не смогли применить свойства степени по теме «Степень» и выполнить задание.
Задания для учащихся со средним уровнем подготовки.
• Приведите одночлены к стандартному виду. 5a*3a2b; 3ab4*12a2; 15*20a5; 4xy3*y5
• Представьте одночлен в виде квадрата двучлена: 16а4; 25m4n2; 0,64 m4p2; 10в4; 0,0289а4
Учащиеся со средним уровнем мышления справились с заданием №2 на 93%. Эти учащиеся использовали знания с новыми понятиями, отлично справились с приведением одночлена в стандартный вид. А 7 % не справились по причинам: в рассадке, не было партнёрства в паре, не смогли применить знания о свойствах степени с натуральным показателем. Очень характерно, что новую тему уяснили все 100%.
• Замените М одночленом так, чтобы полученное равенство стало тождеством:
6a5b3=3ab2*M
12x7y4=4x6y2*M
M2=25x6y2
M2=49a2b8 задания для учащихся с высоким уровнем мышления.

Учащиеся с высоким уровнем мышления в разноуровневых заданиях справились на 74%. В задании применили знания об одночлене, о степени одночлена. Ребята смогли доказать свои выводы, внести свои предложения, аргументировать, а также оценили работу своих одноклассников. А 26% из пар не справились с заданием, т.к. было ряд причин: смена учителей, слабое усвоение материала. Отсутствие кумулятивной беседы в паре.
Ребята правильно акцентировали внимание одноклассников на применение переместительного и сочетательного законов умножения, на свойство умножения степени с одинаковыми основаниями.

При выполнении работы Эрвин Т. мыслил креативно. Это объясняется тем, что он увидел последовательность действий, проанализировал и грамотно изобразил в виде схемы для быстрого запоминания алгоритма приведения одночлена к стандартному виду.
Стратегия « Лови ошибку» применяли на этапах применения и синтеза.
Ребята получали разноуровневые задания, с ошибочной информацией и самостоятельно выявляли допущенные ошибки.
Так же, более яркое проявление критического мышления присутствовало у ребят и на следующих уроках. Ими было предложено представление устного счёта для работы в парах в виде постера. Работы были приготовлены с домашним заданием, яркое изображение, ассоциации, представленные с примерами,привели к тому, что задание было интересным
При работе в группах, учащиеся предлагали свои мнения, обсуждали, задавали вопросы друг другу, вместе стремились решить поставленную проблему. Неожиданно было то, что при делегировании учащихся наблюдалась беседа для обмена знаниями. Совсем другая ситуация сложилась, когда каждому было предложено одно задание повышенной сложности. При обсуждении ребята рекомендовали свои ходы решения, были споры, предложения. Мнения учащихся расходились. Каждый из учеников путь своего решения считал более рациональным.
На первых тренингах у ребят наблюдалось соперничество, атмосфера была конкурентной. Беседа в основном превращалась в дебаты.
За проведённые четыре урока практики с применением модуля «Критическое мышления», был сделан для учителя вывод, что очень эффективно взаимодействиеученик – ученик.
При проведении серии уроков использованы были исследовательская беседа, кумулятивная беседы. Именно беседы привели к эффективной и продуктивной работе. При применении форм аргументирования присутствовала заинтересованность детей в решении общей проблемы. Ребята старались найти единый выход из проблемной ситуации, коллективно принимал каждый участие в обсуждении вопросов.
В своей педагогической деятельности, учителю необходимо использовать исследовательскую и кумулятивную беседы. Так как они позволяют раскрыть творческие способности учащихся, их мнения и точки зрения.
На протяжении серии уроков я так же использовала постановку вопросов. В рамках эффективной педагогики имеют место два вида вопросов: открытые вопросы направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию; закрытые вопросы направлены на запоминание. В своей практике я использовала на втором уроке составление открытых вопросов и ответов на них. Для этого при составлении вопросов составила карточки следующего вида: Начни составлять вопросы со слов: Зачем….. Почему….. С какой целью….. Детям было интересно составлять такие вопросы и предполагать на них ответы, но ведь для этого нужно было подумать. Некоторые вопросы были составлены некорректно, неправильно, но дети сами нашли ошибки и исправили, перефразировав вопрос. Конечно, вопросы играли большую роль в диалоге в парной работе и в беседах в групповой работе. При постановке вопросов учитель ставил перед собой дифференциацию вопросов, т.к. каждый ученик по — своему индивидуален, т.е. с разными возможностями. Ребята очень радовались, когда задания соответствовали их уровню и выполняли с удовольствием.
Учитель реагировал на ответы так:
— хвалила за правильный ответ;
— если вопрос был некорректен, то направляли ученика к поиску информации;
— поправлялиответ, но старались это делать как можно меньше, чтобы дети сами находили ошибки своих товарищей.
-помогали перефразировать ответ, чтобы мысль была понятна и доступна всем в дальнейшей беседе.
-акцентировали внимание на часть ответа, чтобы другие смогли уловить суть ответа.
На уроках дети составляли БУРИМЕ, ЗАГАДКИ. Ученикам нравится выполнять данное задание, и они успешно с ним справляются.
Кроме того, в предыдущей практической работе использовался мною метод «ЗХУ». Учащиеся с удовольствием заполняли таблицу: знаю, хочу узнать, узнал. Эта работа позволяет наиболее эффективно подвести итог урока.
В своих рефлективных дневниках дети писали о понравившихся стратегиях «Мозговой штурм», «метод «ЗХУ» », «Аквариум», «Карусель», «Корзина идей». Такие задания позволяют осмыслить информацию и систематизировать её. Приятно наблюдать за изменениями в поведении учеников в процессе групповой работы. Например, наблюдали за учеником своего класса Вовой В., мальчик с низким уровнем подготовки, очень редко поднимал руку, старался не участвовать в групповой работе. Уже на последнем уроке при обсуждении вопроса Вова выступал в роли докладчика и защищал кластер своей группы по теме: «Интересные факты
математики».

Это доказывает, что правильно организованная групповая работа вовлекает в процесс обучения всех учеников. Имея поддержку группы, они не боятся выходить к доске, участвовать в дискуссии.
Оценивая работу каждого в группе, ученики заполняли лист оценивания. Каждый имел возможность проследить результат своей работы по критериям.

Как уже было сказано выше, применение модуля « Критическое мышление» предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. В результате использования данного модуля для учителя раскрываются возможности каждого учащихся, что не было в традиционном обучении. После прохождения практики был сделан вывод, что необходимо содействовать развитию критического мышления (составление заданий, соответствующих уровню учащихся, и более сложных заданий, развитие самостоятельной деятельности учащихся в учебном процессе, решения компетентно – ориентированных заданий).
Данное обучение является ключом развития учащихся, необходимо проводить исследования, записи и оценки поведений и навыков критического мышления. Также учитывать методику подачи в индивидуальном удобном для ученика темпе.
Но у меня остались нерешённые проблемы: «Как мотивировать учащихся для развития их критического мышления?». Я считаю, что дальнейшее использование подхода позволит мне развить высокий уровень мышления, интеллектуальное развитие, вовлечение учеников в совместные действия.
Конечно, были трудности проблемы:
-составление и использование вопросов высокого уровня.
-отступление от регламента в связи с новизной метода.
-организация групповой работы (распределение ролей, невыполнение обязанностей).
-оценивание творческих работ.
В дальнейшем используя данный модуль, я смогу преодолеть проблемы:
— использование памяток, алгоритмов, клише, образцов.
-дифференцированный подход.

Изменения после использования КМ
УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ
1.Активизация деятельности. 1.Новые взгляды и новые подходы к процессу обучения;
2.Повышение мотивации. 2.Эффективность использования на всех этапах урока;
3.Повышение самооценки ученика 3.Повышение самооценки учителя, стимул к дальнейшей работе, навыки саморегуляции;
4.Развитие коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей. 4.Креативность и компетентность учителя.

Считаем, что развитием критического мышления нужно заниматься систематически, чтобы был результат. На каждом уроке должны применяться три формы аргументирования. На сегодняшний день задача учителя — согласовать правила ведения групповой работы таким образом, чтобы в классе сформировалась доверительная атмосфера поиска новых способов обретения знаний, умений и навыков. Слушая и анализируя, что говорят в группах дети, учитель имеет возможность оценить их работу не только суммативно, но и формативно.
В результате использования обучения критическому мышлению в работе своего класса включили всех учеников в процесс обучения, развивали коммуникативные и лидерские навыки, развивали умение работать с информацией. Ученики проявляли творческий подход к заданиям, учились взаимодействовать в группах, вести диалогические беседы по заданной теме. Все это доказывает актуальность данного модуля, без которого невозможен ни один урок современного учителя.
Использование данного модуля предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом.
После прохождения практики можно сделать следующие выводы с перспективой использования в работе:
• При организации групповой работы учитывать индивидуальные и психологические особенности учеников класса.
• При планировании уроков рассчитывать время на выполнение задания с учётом особенностей учеников класса и темпа их работы.
• Развивать умение задавать вопросы высокого порядка у учеников.
Использование всех семи модулей Программы способствовало формированию новых взглядов на вопросы обучающимися и их ответы, так как учитель видит продуктивные изменения, произошедшие в моей работе.

Бешкенова Жанар Тюлюгеновна, учитель математики, ГУ «СОШ № 34 инновационного типа», г. Павлодар