ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники и современных средств коммуникации, когда использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека, все чаще ведется речь об информационной технологии обучения.
Применение информационных технологий дает ряд неоспоримых преимуществ:
— доступность информации (изображение на экране дает возможность рассмотреть подробно устройство и принцип действия приборов);
— разнообразие форм представления информации;
-высокая степень наглядности;
-возможность моделирования разнообразных процессов;
-освобождение от рутинной работы, отвлекающей от усвоения основного содержания;
-обеспечение положительного эмоционального фона урока;
-организация оперативного контроля и помощи со стороны преподавателя.
— повышается интерес студентов к такому уроку.
Психологи отмечают, что современные дети информационного общества — это дети экранной динамичной информации. Информация на экране монитора, проектора или телевизора воспринимается ими намного лучше, чем печатная книжная информация.
Информационные технологии позволяют сделать урок живым и красочным, повышает уровень познавательной деятельности студентов. На качественно новом уровне реализуется принцип наглядности обучения.
Анимация, видеоизображение, звук делают изучаемые события и явления более наглядными, а, значит, и доступными, таким образом, превращая процесс обучения в более комфортный для студента. Использование информационно-коммуникационных технологий на занятии позволяет рационально организовать рабочее время на уроке, так как преподавателю не потребуется писать на доске мелом, отвернувшись от студентов, развешивать иллюстрации, менять демонстрируемый материал и т.д. Заранее подготовленная информация к уроку появляется в нужно время, в эстетической форме, в заранее продуманном темпе и объеме. Время, сэкономленное на уроке, может использоваться для увеличения объема информации или тренировочных упражнений.
Выражение «Знание начинается с удивления» отражает основные принципы наглядности обучения.
Хочу привести несколько примеров применения элементов информационных технологий в своей практике.
1. Уроки с мультимедийной поддержкой. Такие уроки включают:
— презентации;
— видеоролики;
— анимационные ролики;
— анимации.
2. Создание и защита студентами электронных презентаций подвигает ребят к творчеству, самостоятельности, осмыслению и анализу учебной информации.
3. Компьютерное тестирование в программе My Text выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.
4. Электронное образовательное пособие позволяет студентам быстро найти необходимую информацию для выполнения практических работ, курсового и дипломного проекта. Курс лекций оформленный в электронном варианте дает возможность скопировать пропущенный материал и изучить его самостоятельно.
Преимущества электронного пособия по сравнению с традиционными (печатными) учебниками:
1) Наглядность: гиперссылки, графика, анимация, тестовые интерактивные задания, другие мультимедийные возможности.
2) Компактность хранения огромных массивов информации.
3) Удобство редактирования: позволяет вносить изменения и исправления.
4) Доступность. Преподаватель может в любой момент разместить весь материал или его компоненты на веб-странице для одновременного доступа к ней всех своих студентов.
5) Удобство обращения. Система поиска поможет каждому пользователю почти мгновенно «открывать» любой материал.
7) Вариативность в исполнении. Можно придать любую удобную для чтения форму — цвет фона, текста, размер шрифта; при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть пособия или издать его необходимым тиражом целиком, оформив по своему усмотрению.
8) Дешевизна. Создание и оформление пособия в принципе не предусматривает специальных расходов (кроме наличия компьютера и времени на его создание).
9) Вечность. Если рукописи, по известной поговорке, не горят (но, во всяком случае, тлеют), то электронный материал, созданный в цифровом формате, практически вечен, не боится износа и старения.
10) Мобильность. Материал из электронного учебника может оперативно разослан по электронной почте, записан на компакт-диск или помещен на образовательный веб-сайт и в Интернете.
Таким образом целью применения в образовательном процессе информационных технологий является предметное насыщение образовательной среды и вывод самостоятельной работы студента на новый качественный уровень.

Литература:
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2002
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании, М.: Академия, 2007
3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании, М.: Школа-Пресс, 2007

Иванова Лариса Анатольевна, преподаватель специальных дисциплин, Восточный техническо-гуманитарный колледж, г. Усть-Каменогорск