ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С УЧЕТОМ ТИПОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕХАНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и студентов:
— активные методы;
— пассивные методы;
— интерактивные методы.
Каждый из них имеет свои особенности.
Активный метод — это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах.
Пассивный метод — это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы.
Интерактивный метод Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.
Виды интерактивных методов
1) Круглый стол (дискуссия, дебаты)
2) Мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака)
3) Деловые и ролевые игры
4) Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
5) Мастер класс
6) использованы следующие интерактивные формы:
7) Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.),
Алгоритм проведения интерактивного занятия:
1. Подготовка занятия
Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.
При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:
1) Участники занятия, выбор темы:
• возраст участников, их интересы, будущая специальность.
• временные рамки проведения занятия.
• проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.
• заинтересованность группы в данном занятии.
2) Перечень необходимых условий:
• должна быть четко определена цель занятия.
• подготовлены раздаточные материалы.
• обеспечено техническое оборудование.
• обозначены участники.
• определены основные вопросы, их последовательность.
• подобраны практические примеры из жизни.
3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:
• уточнение проблем, которые предстоит решить.
• обозначение перспективы реализации полученных знаний.
• определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).
4) Раздаточные материалы:
• программа занятия.
• раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).
• материал должен быть структурирован.
• использование графиков, иллюстраций, схем, символов.
2. Вступление:
Сообщение темы и цели занятия.
— участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;
— педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;
— при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);
— добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.
Примерные правила работы в группе:
• быть активным.
• уважать мнение участников.
• быть доброжелательным.
• быть пунктуальным, ответственным.
• не перебивать.
• быть открытым для взаимодействия.
• быть заинтересованным.
• стремится найти истину.
• придерживаться регламента.
• креативность.
• уважать правила работы в группе.
Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем:
20% услышанного;
40% увиденного;
60% увиденного + услышанного;
80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими
Использование различных приёмов и подходов в обучении применяется для повышения эффективности усвоения материала один из принципов, который позволяет повысить уровень освоения учебного материала- учёба должна носить характер активного вида деятельности.
Обучение состоит из мышления и выполнения, поэтому невозможно эффективно учиться изучая только теоретический материал, важно сочетать обучение со своим практическим опытом. Не может быть эффективного обучения, в ходе которого просто что-то выполняется, необходимо обдумать что сделано, подвести итоги, чтобы по-настоящему понять, что мы делали.
Были выделены выделял четыре типа обучающихся
1. Активист
2. Мыслитель
3. Теоретик
4. Прагматик
Активист нацелен на получение личного опыта. Активисты — это энтузиасты, склонные ко всему новому. Им свойственны скепсис и предубеждения, они склонны сначала к действию, а потом уже к обдумыванию своих действий. Активист обожает узнавать что-то новое, получать новый опыт, он хочет сам все испытать и во всем сам поучаствовать. Ему нравится быть в центре событий и внимания, и он предпочитает занимать активную позицию, а не оставаться сторонним наблюдателем. Активист, не дождавшись инструкций немедленно рвется в бой, вызывается руководить процессом. Им более всего подходят короткие игры, в также ролевые игры, которые вовлекают в общение, насыщенное эмоциями.
Мыслитель нацелен на рефлексивное наблюдение. Мыслители любят рассматривать сой и чужой опыт со стороны, причём с различных точек зрения. Они всегда готовы выслушать советы и мнения других людей, никогда не торопятся с собственными комментариями, тем более с выводами и предложениями. Они предварительно строят картину происходящего и лишь затем на основе этой картины предпринимают действия или решения.
Мыслитель предпочитает сначала понаблюдать, поразмышлять, понять новое до конца, а уже потом действовать. Он склонен заново анализировать увиденное, испытанное и пройденное. Любит находить собственное решение, не любит, когда его торопят, и предпочитает иметь запас времени, чтобы найти решение в свой срок.
При обучении мыслителей лучше использовать на этапах, где нужно что-то исследовать и анализировать.
Теоретик нацелен на изучение теоретических концепций, они имеют склонность к интеграции полученных наблюдений в некую комплексную, чётко структурированную и логически последовательную торию. Они шаг за шагом обдумывают все проблемы и трудности, которые встречаются у них на пути. Теоретику присущи развитое логическое мышление и методичность, он предпочитает шаг за шагом продвигаться к решению проблемы, задает много вопросов. Для него характерна некоторая отстраненность и аналитический склад ума. Любит задачи, требующие интеллектуальных усилий, недоверчиво относится к интуиции и нестандартному мышлению, отдавая предпочтение построению моделей и систем. При обучении теоретикам следует дать возможность проявить интеллект, им надо дать возможность высказать собственные концепции и предложения
Прагматик нацелен на применение на практике полученных знаний. Прагматик стремится найти практические решения, быстро все попробовать и перейти к действию. Не склонен углубляться в теорию. Любит экспериментировать, искать новые идеи, которые можно сразу опробовать в реальных условиях. Действует быстро и уверенно, подходит ко всему по-деловому, приземлено и с азартом берётся за решение возникающих проблем. Прагматики — это люди которые не терпят долгих рассуждений. при обучении необходимо предоставить возможность использовать на деле полученные знания.
Так как в группе студентов чаще всего есть все типы обучающихся необходимо использовать методы обучения, которые задействуют всех и будут интересны всем. Для этого лучше использовать методы активного обучения, где создаются группы включающие различные типы обучающихся при этом лучше, если эти методы будут использовать и разные виды активных методов, которые интересны всем — это и ролевые игры, и мозговая атака, и небольшие кейсы, используемые одновременно.
Например, для студентов- механиков можно создать две или несколько групп символизирующие СТО или зону текущего ремонта предприятия, в группе будут главный инженер -это активист, мастер по ремонту — теоретик или мыслитель, ремонтный рабочий-прагматик. Созданные группы объединить в противоборствующие системы.
Необходимо дать возможность дать студентам, объединенным в группы создать конкретную определённую ситуацию на предприятии с набором косвенных характеристик поломки автомобиля, предоставить возможность другой группе проанализировать сложившуюся ситуацию и наметить план ремонта, в свою очередь другая группа разрабатывает какую-либо ситуацию для первой группы и дает возможность оценить и разрешить данную ситуацию с целью эффективности ремонта автомобиля. Это дает возможность проявить себя активистам и теоретикам придумывая ситуацию, а прагматикам и мыслителям проанализировать предоставленную ситуацию.
При этом для создания ситуации может быть использована мозговая атака, для создания группы -ролевая деловая группы, кейсовая технология.

Список литературы
1. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика [Текст] // Народное образование. – 2010. – №6. – С. 182–188.
2. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения [Текст] // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2012.– №2.– С. 201–206.
3. Соловьев В.И. Методы обучения, применяемые в процессе формирования профессиональной компетентности выпускников технических специальностей колледжей [Текст] // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2015 г.)/ редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 157–158.

Широких Сергей Никифорович, преподаватель специальных дисциплин, Восточный техническо-гуманитарный колледж, г. Усть-Каменогорск