РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Работая над темой «Формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения, познания мира приходилось задумываться о том, как и в какой форме донести до наших детей учебный материал. Этот вопрос волнует не только меня, но и всех учителей начальных классов. Абсолютного и окончательного ответа на этот вопрос мы, наверное, не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее.

В Казахстане был разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг., утвержденный 25 июня 2012 года. Национальный план включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан. Цель Национального плана – создать условия развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан.

Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Важнейшей задачей школы является- формирование грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

На уроках мы должны учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению, учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать её. Не забывать о том, что дети должны уметь высказывать и аргументированно отстаивать своё мнение. В ходе урока уметь грамотно пользоваться терминами. Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Работая в начальном классе, развитие речевой и математической компетенции школьника и коммуникативных навыков осуществляю на основных предметах начальной школы.

Моя главная цель научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить. Чтобы достигнуть цели, я создаю такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.

В своей педагогической практике применяю технологию развивающего обучения, информационно-коммуникационную, здоровьесберегающую и игровые технологии, стратегии критического мышления, практико-ориентированные задания.

Относительно технологии развивающего обучения, включаю в урок различные задания творческого характера, требующие от детей применения полученных знаний с целью раскрытия внутреннего потенциала ребенка. Так, задание на составление описательного текста к герою Саши рассказа «Рыцарь» развивает у учащихся образное и критическое мышление, связную речь и повышает познавательный интерес.

В наш технологичный век невозможно обойтись на уроке без применения информационно-коммуникационной технологии (ИКТ), которая также активизирует внимание учащихся, делает процесс обучения привлекательным. Практическое выполнение заданий с ИКТ помогает учащимся легко усваивать более сложный учебный материал.

Применение игровых технологий на уроке усиливает и поддерживает интерес учащихся к предмету. Посредством игры можно успешно решать умственные задачи.

Сохранение и защита здоровья учащихся – одна из важнейших задач образования. Применение здоровьесберегающей технологии считаю обязательным в начальной школе — это динамические паузы, физминутки, учет индивидуальных особенностей ребенка, соблюдение санитарно-гигиенических норм, выполнение упражнений для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и смена видов работы, для исключения утомляемости учащихся на уроке.

Индивидуальный подход к подбору материала позволяет мне осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся с разным познавательным уровнем. Для реализации целостности воздействия учебного процесса на развитие ребенка мною применяются различные приемы, формы и виды учебных заданий:
Разноуровневые задания
Опорные листы — учат сопоставлять, рефлексировать свои и чужие мысли, уметь видеть и ставить цель;
Постеры учат проектировать и анализировать ситуацию, формулировать сущностные определения, осуществлять цепь суждений, формируют установку на доказательность;
«Найди лишнее» — это задание учит сравнивать и систематизировать имеющиеся знания;
«Почини цепочку» – задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями, которое направлено на развитие мышления.
«Найди сходство или различия», данная форма используется для работы с понятиями, моделями, объектами, помогает раскрыть смысл усвоенных ЗУНов. Это дает возможность получить более глубокие и разносторонние знания, то есть — реализуются познавательные цели;

Наряду с этим я организовываю учебно-познавательную деятельность учащихся с помощью портфолио, которое позволяет мне поддерживать высокую учебную мотивацию, поощряет активность и самостоятельность учеников, определяет количественные и качественные индивидуальные достижения, формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В портфолио учащиеся собирают свои творческие работы, рисунки, сочинения, решения сложных учебных задач, грамоты и дипломы – результаты участия в олимпиадах, конкурсах.
Используемые мною в практике методы и приемы, привели к повышению качества знаний учащихся, а значит — к повышению функциональной грамотности учеников.

Яковлева Ольга Владимировна, учитель начальных классов, «Солтүстік Қазақстан облысы Мамлют ауданының Краснознаменное орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі