ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Прошел не один десяток лет как я, тогда еще молодым человеком, пришел работать в школу учителем. С тех пор в мире изменилось многое: распался великий Советский Союз, вошли в повседневную жизнь компьютеры и сотовая связь. Появляются «умные дома» и даже «умные города». Кажется, что вскоре человечеству вскоре не потребуется умение считать, писать (есть же калькулятор и клавиатура), знать, где находится Африка (навигатор доведет до места), помнить наизусть стихотворение. Но глубоко ошибаются те, кто так думают. Без базовых знаний человечество не сможет развиваться дальше, отвечать на новые вызовы времени. Ведь с переходом на новую ступень развития люди получают новые проблем. Задачу улучшения качества образования решают многие элементы урока, в том числе и контроль знаний учащихся.

Методы контроля знаний постоянно пополняются новыми приемами. Но не сдают своих позиций проверенные временем старые формы проверки. Одной из основных форм контроля в советское время был устный ответ у доски или с места. Это было тяжелым испытанием для ученика – нужно было помнить текст ответа, последовательность изложения и при этом отвечать эмоционально. Монотонный, односложный ответ одноклассники слушали плохо, нарушая дисциплину. Что бы предотвратить это Учителя стали привлекать учеников к оцениванию ответа своего товарища. Все ли он рассказал, были ли ошибки. При необходимости дополняли его. Несмотря на очевидные минусы у устного ответа были и свои плюсы: выпускник советской средней школы мог внятно выразить свою мысль, знал твердо главные идеи и факты из школьного курса.

Кроме индивидуального устного опроса применялась беседа. Беседовать можно было с одним учеником и со всем классом. Такая форма контроля воспринималась учениками положительно. Опрос шел живее, интереснее. Можно было опросить за один урок шесть, семь учащихся. Но применять беседу на каждом уроке не стоило, потому что ученик приучался отвечать на вопросы и терял умение логически стройно выстраивать свою речь.

Затем в практику устных предметов вошли самостоятельные работы. Этим решалось несколько задач. Проверялись знания всего класса или группы учеников. Решался вопрос дисциплины во время опроса. Улучшалась накопляемость оценок, что при наполняемости класса в 45 человек, было важным для учителя. Ученик уже не боялся опроса, так как он не отвечал перед всем классом, была возможность переделать ответ в спокойной обстановке. Были, конечно, и минусы это, например списывание, не развивалась устная речь.

Кроме перечисленных стали появляться элементы программированного контроля к этому можно отнести устройства с пятью или большим количеством пятиступенчатых переключателей. Ученик получал такое устройство и карточку с пятью заданиями. На устройстве нужно было перевести переключатель в положение, соответствующее правильному варианту ответа. После этого его относили на проверку к учителю. Система явно громоздкая и требовала для проверки ответов много времени. Потом появились усовершенствованные модели с диском для набора. Стали выпускаться кабинеты программированного контроля, например: кабинет программированного контроля математический и т.д. Эффективность при использовании данного оборудования была низкой, но ученикам нравилось работать на этих «бандурах».

С появлением в школах первых компьютерных кабинетов стал усовершенствоваться программированный контроль. Времени на проверку результатов выполнения задания стало уходить в разы меньше. Первые тесты были текстовыми, затем появились тесты с рисунками, с возможностью «разбалловки» каждого вопроса, с возможностью проверить географическую номенклатуру. Все были уверены что, наступила «золотая эра» в образовании. Увы! Нет рая на земле! Чрезмерное применение тестов не учит ученика думать и наоборот приучает его угадывать правильный ответ. Как временное решение проблемы появились тесты с качественными заданиями, где ученик должен выбрать несколько правильных вариантов ответа в одном вопросе. Но это не решает главной проблемы такого обучения – нежелание детей думать.
Какими формами контроля можно пользоваться на уроках географии? Конечно же, их много и все они имеют положительные и отрицательные стороны. Устный ответ ученика в сочетании работы с картой дает возможность учителю получить информацию о знаниях и умениях ученика. Но применять его нужно избирательно. Лучше всего эта форма пойдет при опросе сильных учеников, умеющих логически правильно излагать материал. Фронтальная беседа со всем классом поможет не только проверить знания учеников, но и активизировать их для дальнейшей работы. При этом в ходе беседы легко перекинуть мостик к новому материалу. Применяется такая форма и после изучения нового материала как предварительная проверка качества полученных знаний.

Для проверки знаний по новым понятиям или фактам можно применить и беседу, и прием логической цепочки, когда один ученик начинает определение понятия и неожиданно передает право продолжить определение другому. Неплохо идет для проверки понятий и фактов использование кроссвордов. При этом проверяется знание понятия и его написание. Очень хорошо эта форма идет в начальном курсе физической географии, где очень много определений. В интернете можно найти большое количество таких кроссвордов. Если нужно составить специальный кроссворд это можно сделать на соответствующих сайтах. Вводите вопросы и ответы к ним в специальное окно, и программа автоматически сформирует кроссворд. Перед использованием кроссворда на уроке желательно сообщить ученикам какая будет оценка за выполненное задание. Я в таких случаях поступаю следующим образом, ограничиваю количество вопросов и ответов десятью. Значит, на каждый балл отметки приходится два правильных слова в кроссворде и если ученик отгадал 8 слов из 10, он получает четверку.

Интересна для учеников работа по составлению тестов по тексту учебника. Используется такая форма работы после изучения нового материала в качестве закрепления. После составления теста он передается для ответа своим одноклассникам. Эта форма помогает оценить знания своих товарищей и понять логику составителей тестовых материалов для ЕНТ. Она может проводиться как индивидуально, так и коллективно. Для формирования интереса я перед этой работой провожу мозговой штурм, на котором мы вместе с учениками вырабатываем критерии для оценки самого теста. После ответов на вопросы теста группа или другие ученики выбирают лучший тест. Минусом здесь является большое количество времени для составления и написания теста.

В связи с переходом на обновленное содержание школьного образования появились задания требующие анализа картинки и развернутого ответа на вопросы. Она имеет свои сильные и слабые стороны. Положительным моментом является знание не только тестовой информации , но и умение связать ее с жизнью. Например, к рисунку изображающую волну прилагаются вопросы:1) Какой вид движения океанической воды изображен на рисунке, 2) Что является причиной данного вида движения 3) какие элементы строения данного вида движения воды Вы знаете? Но подбирать картинки нужно очень разборчиво, объект, по которому будут вопросы должен занимать центральное место и иметь размеры больше чем остальные. В противном случае внимание ребенка переключится на другой объект.
Форм контроля существует много и я не ставил себе цель перечислить и дать характеристику всем им. Мне хотелось довести простую мысль, что нет хороших и плохих форм и способов оценки контроля знаний учащихся. Все они хороши в меру. А меру эту и место и форму контроля на уроке должен определять сам учитель.

Шанаурин Петр Михайлович, учитель географии и биологии, Михайловская средняя школа