ГРАММАТИЧЕСКОЕ СОСТЯЗАНИЕ

Цели:
— обобщить и проверить грамматические знания, умения и навыки учащихся;
— развивать речь, логическое мышление, память, воображение;
— учить работать в группах;

1. Вступление.
С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей. Еще не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких и дорогих ему людей. Спустя время он сам слово за слово начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает овладевать речью.
Могуч и прекрасен наш родной язык. (читают 2 девочки стихотворение)
Грамматика, грамматика!
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Глухое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить.
Отправляя поздравленья
Помни правила склонения,
Род, число и падежи —
Крепко в памяти держи.
А приставки и частицы
Вроде маленьких зверьков.
Им охота порезвиться, обмануть учеников.
Люблю тебя грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.

2. Грамматическое состязание.

А теперь посмотрим, как вы хорошо знаете русский язык. Проведем «Грамматическое состязание».
(класс делится на три команды, каждая придумывает название и девиз; всё это отражается на интерактивной доске).

Задание 1. «Назови одним словом».
(вместо словосочетания надо назвать одно слово, которое обозначает предмет — имя существительное; например: храбрый человек — храбрец)

БОЛТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК — болтун, болтушка;
ЛЕНИВЫЙ ЧЕЛОВЕК — лентяй, ленивец;
МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК — мудрец;
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК — добряк;
УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК — умелец;
БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК — богатый, богач;
ГРУБЫЙ ЧЕЛОВЕК — грубиян;
СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК — силач;
ВЕСЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК — весельчак.
( каждой команде по три словосочетания)

Задание 2. «Загадка в загадке».
(прочитай загадку, вставь пропущенные буквы и напиши отгадки)

1. Сидит де … во сто шу … одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
2. На п … ляне л … сной
Под могучей с … сной
Стоит старичок,
На нем бурый колпачок.
3. Через поле и л … сок
Подается г … л … сок.
Он бежит по проводам —
Скажешь здесь, а слышно там.
4. По полотняной стр … не,
По реке Простыне
Плывёт парохо …
То назад, то вперед,
А за ним такая гла … ь,
Что и зыби не видать.
Задание 3. «Составь слово».
(у каждой команды конверт с буквами: надо составить по четыре слова)
а) ш, у, б, а, о, с, е, н, ь, л, о, н, с, о, с, а;
б) с, н, е, г, в, е, с, н, а, п, о, л, е, к, о, т;

Задание 4. «Волшебные буквы».
(на доске 11 шариков с буквами: а, о, е, ы, л, м, н, п, р, м, т; составить как можно больше слов)
Какие волшебные буквы, их только одиннадцать, а сколько разных слов из них получилось. Но волшебниками вы стали потому, что хорошо учитесь и дружите с русским языком. А если не учиться — ничего не получится.

Задание 5. «Угадай какое слово спряталось».
(каждой команде из данных букв необходимо составить слово и попробовать из этих букв составить новые слова)

А О С Н В М Т К О — (космонавт)
Б И Ь И Л У Н Д К — (будильник)
Ш А К Р А Н А Д — (карандаш)

Задание 6. «Разгадайте кроссворд».

Задание 7. «Закончи фразеологизм».
(у каждой команды на карточках напечатаны фразеологизмы)

1. Голоден как … (волк).
Изворотлив как … (уж).
Нем как … (рыба).
Болтлив как … (сорока).
Как мокрая … (курица).
2. Клевать носом — … (дремать).
Зарубить на носу — … (запомнить).
Чесать языком — … (болтать).
Дать стрекача — … (убегать).
Ломать голову — … (думать).

Задание 8. «Впиши названия рыб, зверей».

Задание 9. «Собери пословицу».
(из слогов собери пословицу: ша, ро, кни, я, га, хо, ший, друг, луч)

Задание 10. «Составь слова».

Задание 11. «Словесные портреты».
(узнай произведение и автора, каждой команде по три вопроса)

* Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше её на свете никого не было. Бабушка подарила ей шапочку …
(Ш.Перро «Красная шапочка»)
* Она так красива, так прекрасна. Глаза ее сверкают, как звезды, но в них нет ни теплоты, ни света …
(Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»)
* Месяц под косой блестит.
А во лбу звезда горит:
А сама-то величава,
Выступает, словно пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
* Маленький печальный человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо осыпано пудрой, белой, как зубной порошок …
(А.Толстой «Приключения Буратино», Пьеро)
* По амбару метен, по сусекам скребён,
На сметане мешан,
В печку сажен, на окошке стужён,
Он от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл …
(русская народная сказка «Колобок»)
* В широкополой шляпе. Ходит с прекрасной шарманкой по городу. Пением и музыкой добывает себе на хлеб …
(А.Толстой «Приключения Буратино», папа Карло»
* Ест за четверых, работает за семерых.
До светла всё у него пляшет:
Лошадь запряжёт, полосу спашет,
Печь затопит, всё закупит, заготовит …
(А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»)

* Мальчик в ярко-голубой шляпе с широкими полями, в брюках канареечного цвета и оранжевой рубашке …
(Н.Носов «Приключения Незнайки»)
* Внимание! Разыскивается мальчик лет шести. Очень самостоятельный, любит животных. С ним могут находиться кот и пес. Оба беспородные. Без определенного места жительства …
(Э.Успенский «Дядя Федор, пёс и кот»)

Задание 12. «Исправь ошибки».
(дано предложение или слова с орфографическими ошибками; надо найти ошибки, исправить их и объяснить орфограммы, в которых допущены ошибки)
Молчю, шырокий, чищю, марской, речьной, зовот, тетрать, одежда, ирочька, воробьи, чюлок, ребята, вова, сад, снигирь.

Задание 13. «Заселяем домик».
(прочитай слова, рассели их в домики так, чтобы каждый слог имел свое окошко)
Моют, строю, свистнул, улыбнулся, узнают, песенка, оглянулся, огнями, столовая.

Задание 14. «От Хобота до Чирикина».
(в некотором сказочном государстве жили-были животные, которых звали … ; догадайтесь, какие животные скрываются под этими именами)

ХОБОТ — слон, ПАНЦИРКА — черепаха,
БУДИЛЬНИК — петух, ПОВТОРЮШКА — попугай,
ГАВЧИК — пёс, ПОРХАЙКА — бабочка,
ДАРЮХВОСТКА — ящерица, ПУЧЕГЛАЗКА — лягушка (жаба),
ДВУГОРБИК — верблюд, СЕТЬКИН — паук,
ДЛИННОШЕЙ — жираф, СТУКАЛО — дятел,
КЛЕШНЯ — рак, ТЕЛЬНЯЖКА — зебра,
КОЛЮЧКА — ёж, ТОЛСТОПУЗ — бегемот,
ЛИСТОЕДКА — гусеница, ФОНТАН — кит,
МЕДОНОСКА — пчела, БЕРЛОГИН — медведь,
МЯУКА — кошка, ЧИРИКИН — воробей.
НОЧНУШКА — сова,

3. Подведение итогов, награждения.

Баязитова Жанар Эльмировна, учитель начальных классов, Фурмановская средняя школа, район Магжана Жумабаева, Северо-Казахстанская область