ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Многие педагоги, психологи, ученые разных поколений отмечали у ребенка страсть к игре, которую необходимо удовлетворять, потому как вся его жизнь- это игра. Использование этого качества не маловажная деталь, влияющая на формирование познавательного интереса у учащихся к предмету.
В процессе обучения игра используется достаточно давно. Многие педагоги, признавая, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребенка, забывают о том, что и последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра – могучее средство воздействия на детский коллектив, она порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает педагогам избегать назойливых назидательности, создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия ,развивать познавательный интерес.

Урок — игра – это особая атмосфера, создаваемая учителем и учениками, он должен быть пронизан духом созидания и сотворчества. Чтобы получить такой результат, хороши все средства, кроме, пожалуй, одного: заранее полностью отрепетированного и дублированного урока.
Во время такого урока учитель не должен почти все брать на себя, не доверяя ученикам, а именно они должны быть главными действующими лицами исторической игры, которая проводится, прежде всего, для них.

Увеличение умственной нагрузки и запоминания на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету.
Я использую игровые моменты на следующих этапах после изучения нового материала, обобщения, закрепления, повторения темы и разделов. Применяя игровые формы обучения на уроках, даже самые пассивные учащиеся включаются в игру, прилагая все усилия.
— игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия учителя и учащихся, эффективной формы их общения и взаимного доверительного и дружественного общения, и создает соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
— в играх заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

Игра развивает у учащихся культуру и традиции наших предков, и бережное отношение к наследию народа Казахстана. Игра развивает длительную память и наблюдательность.
Применение на уроках игровых технологии делает процесс урока интересным и занимательным, создает у учащихся доброе настроение, хорошую работоспособность и уважение к окружающим. Облегчает усвоение нового и закрепления разделов по предмету.
Эти игры возможно применять практически на разных предметах и носит рекомендательный характер.
Игра — телепередачу «лицом к лицу со зрителем», которая построена по принципу телепередачи.
Ценность игры заключается еще и в том, что ребята обогащаются новыми знаниями с помощью составления вопросов и находя на них ответы.
Правила игры «лицом к лицу со зрителем»: возьмем, например, предмет историю Казахстана.
Тема урока: Образование Казахского ханства.
Учитель задает вопрос учащимся по своему предмету и по теме предмета, тот кто первый, поднимая руку, отвечает на вопрос того учащегося, учитель, объявляя его имя, вызывает его в студию говоря сегодня к нам в студию пришел или пришла доктор, например, по своему предмету, исторических наук или профессор, например, любого университета и тема нашей сегодня передачи образование казахского ханства.
Далее учитель объясняет правила игры остальным учащимся.

Остальные учащиеся говорит учитель находятся дома перед своими телевизорами и смотрят передачу и звонят в студию и задают свой вопрос представляясь любым понравившимся ему именем или именем своего героя, называя любую страну и мировой город.
Учащийся, который находится в студиттти должен ответить на него в течении 20-30 секунд, если учащийся ответил на него неправильно, то звонивший в студию зритель, должен сам ответить на него и становиться следующим участником передачи. Учитель прощается с предыдущим участником передачи и объявляет следующего участника передачи.
Вышедший в студию учащийся может взять собой любой вспомогательный ресурс учебник, реферат, кластер или карту.
Следующая игра называется «футбол»
Правила игры: учащиеся делятся на две команды и придумывают название своей футбольной команды.
Учитель пишет на доске название команд и рисует табло для голов.
Ход игры: учащиеся берут мяч кидают из рук в руки другой команде, кинувшая команда мяч, задает вопрос, другая команда должна ответить на него в течение 20-30 секунд. Если команда ответила на поставленный вопрос, то гола некому нет, а если не ответили, то им гол и учитель или учащиеся пишут на табло счет голов, потом они кидают мяч и задают вопрос и так до времени, установленным учителем на уроке.
Эта игра позволяет учащимся в ходе урока не просто сидеть и отвечать на вопросы, а в ходе урока разминаться и заниматься спортом.

Следующая игра называется «көк-пар»
Правила игры: учитель с помощью разных методов делит учащихся на две команды. Команды придумывают название команд. Учитель объясняет правила игры. Две команды по очередно, кидая друг другу мяч из рук в руки, задают вопросы, команда, кинувшая мяч другой команде, задает вопрос, поймавшая мяч, команда отвечает на него, если ответили на вопрос правильно, то им гол незашитывается а есле ответили не правильно то им гол.
Учитель подготавливает на урок мяч, два маленьких казанка, можно любые самодельные, и для зашиты голов звездочки, конфеты и т.д для того, чтобы ложить в казанок. Эта игра развивает у учащихся культурное наследие, создает возможность увлечься национальными казахскими традициями и играми и уважения к ним. Эта игра позволяет учащимся в ходе урока не просто сидеть и отвечать на вопросы, а в ходе урока разминаться и заниматься спортом.
Игра помогает ребятам понять законы общественного развития. «Проживание» судьбы человечества как своей собственной, при соотнесении с ней своего поведения, духовно-ценностного содержания, должно являться главным смыслом в постижении истории.
В процессе обучения через игру, являющуюся средством формирования и развития исторического мышления, отношения « учитель – ученик» строятся через освоение содержания ролей, принимаемых участниками образовательного процесса в зависимости от области исторического познания и уровня исторического мышления.
Подводя некоторый итог использования игровых технологий на собственных уроках в течение пяти лет, можно сказать следующее: у учащихся заметно повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения; а также, изменяется микроклимат в классном коллективе – появляется взаимопонимание внимательное отношение к мнению одноклассников; часто ребята обсуждают проблемы исторической науки не только на уроках, но и в свободное от занятий время.
Историческая игра – это не только игра в прошлое, но и оценка настоящего, и надежда на будущее

Умурзаков Азамат Хашбикерович, учитель истории, ГУ «Маралдинская СОШ» Павлодарского района Павлодарской области