ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДОМБРА

«Интеграция» (лат. объединение частей в целое) – это взаимосвязь различных областей знаний, дисциплин. Интеграция рассматривается в современной педагогике как один из путей повышения эффективности обучения. В музыкальной школе интеграция осуществляется многопланово. Обучение игре на домбре и занятия по сольфеджио соприкасаются на всём протяжении обучения и их взаимовлияние особенно ощутимо. Одновременно учащиеся посещают уроки домбры, сольфеджио, проходят музыкальную грамоту, осваивают навыки игры в ансамбле домбристов или оркестре, поют в хоре. Учащиеся начинают осознавать, что без сольфеджио снижаются успехи в игре на домбре, а музыкальная литература помогает полнее почувствовать красоту музыки, которую они исполняют и слушают на всех других уроках в музыкальной школе. Интеграция знаний, получаемых и усваиваемых учащимися на всех уроках в музыкальной школе, является характерной особенностью учебного процесса. Одним из основных приёмов реализации интеграции является повторение знаний, полученные учащимися при изучении других дисциплин.

Все преподаватели музыки добиваются, чтобы ученики владели итальянской терминологией и т.д. То же можно сказать и о комплексно усваиваемых на каждом из уроков музыкальных знаниях, будь то нотное письмо, понятия из музыкальной грамоты, сведения о строении произведений и особенностях их исполнения или биографические и исторические факты. Интеграция в музыкальном обучении проявляется и в формах педагогической работы. В XXI веке интеграция становится одним из ведущих принципов развития образовательных систем, способствуя решению важной проблемы современного образования — разрозненности знаний учащихся. В музыкальной школе прослеживается интеграция внутрипредметная, находящаяся в рамках музыкального искусства.

Для выявления связи предметов теоретического цикла и специальности по классу домбры в школах используются следующие формы работы. Сольфеджио: из произведений по специальности домбра можно выбрать примеры для слухового анализа, музыкального диктанта и чтения нот с листа; навыки, полученные на уроке домбры, помогают учащимся на занятиях по сольфеджио в таких формах работы как: транспонирование, подбор мелодий по слуху, подбор аккомпанемента, чтение нот с листа. Слушание музыки и музыкальная литература: сообщение, сочинение, размышление о композиторах, произведениях, изучаемых на уроках по специальности домбра; анализ музыкальной формы и средств выразительности в произведениях, исполняемых учащимися.

Интеграция хора и сольфеджио способствует активному развитию музыкального слуха, чувству ритма, музыкальной памяти, творческим способностям через развитие ладовых звуковысотных представлений.

Взаимосвязь музыкального искусства с историей. Музыкальные произведения всегда отражают в себе исторический облик эпохи, мораль и идеологию общества, надежды и устремления народа. Слушание музыки и музыкальная литература; проведение параллелей между историческими событиями одного времени в разных странах; влияние исторических событий на создание произведений музыкального искусства.

Интересна открытая еще в древние времена связь музыки и математики. Специальность по классу домбра и сольфеджио: все понятия подчиняются счёту: количество тактов, фраз, ступеней в гамме, октав на клавиатуре, линеек на нотном стане, количество тонов и ступеней в интервалах и т. д., развитие абстрактного и логического мышления, которые необходимы на уроке сольфеджио при написании гармонических и мелодических диктантов, последовательностей, при разрешении и обращении интервалов или аккордов. Современные преподаватели могут построить уроки теоретического цикла на основе интеграции музыки и иностранного языка: изучение биографий и творчества зарубежных композиторов.

В современной школе интеграционные уроки являются важным принципом обучения. Именно на таких уроках синтезируются знания учащихся, формируются умения анализировать и сравнивать явления разных предметных областей, что важно для понимания целостной картины мира.

Байжуманова Гулнар Кайырбековна, преподаватель по классу домбры, детская музыкальная школа № 2, г. Темиртау, Карагандинская область