ИСКУССТВО ТВОРИТЬ

Цель: расширить представления детей о профессии художника; углубить знания детей об изобразительных материалах, способах рисования; дать представления о том, что художники в произведениях отражают свое мироощущение, передают свои мысли и чувства; продолжить знакомство с выразительным средством живописи – цветом; развивать зрительное внимание, мышление; воспитывать интерес к творчеству художников, уважение к их труду.

Оборудование и материалы: костюм художника; игровой материал «Художник и его помощники»; репродукции казахстанского художника Сергея Сиденко; материал игры-экспериментирования «Смешивание красок»; «волшебный карандаш»; ватман с наброском пейзажа, краски, печатки по количеству детей.

Предварительная работа: чтение книг о художниках , рассматривание художественных репродукций; рассматривание альбома «Творческие профессии», беседа по содержанию просмотренного; экскурсии в музей современного искусства; художественно-дидактические игры «Пропавшие краски», «Что изменилось?», «Картина», фантазии детей «Если бы я был художником»; свободное рисование.

Словарная работа: искусство, творчество, вернисаж, оттенки.

Полилингвальный компонент: Сәлеметсіңдер ме, балалар,hello, суретші –аrtist -художник,қызыл- red- красный ,жасыл -green-зеленый, көк — blue-синий , сары –yellow -желтый , қара- black-черный, ақ – white- белый.

Ход:
Воспитатель (в образе художника):
— Сәлеметсіңдер ме, балалар,қонақтар!
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …
Дети: Художник.
Воспитатель: Правильно. Мен -суретшімін. А чем занимается художник? (Ответы детей).Фото №1
Воспитатель: Правильно, художник – это человек, который занимается изобразительным искусством, создаёт картины, художественные произведения. А что помогает художнику в его творчестве?

Дидактическая игра «Художник и его помощники».
Цель: закрепить знания детей о профессии художника и его рабочих инструментах.
Дети выбирают из различных предметов только то, что необходимо художнику для создания картины, по одному выбирают и называют предмет изобразительного творчества, отдают педагогу, который складывает их в свою сумку.
Воспитатель: Ребята, при помощи этих предметов художник пишет свои картины. На создание каждой уходит много времени, сил. Когда ему нравятся результаты труда, то художник старается поделиться своей радостью, показать картины своим друзьям, знакомым. Специально для этого организуются выставки картин, вернисажи. Лучшие работы хранятся в музеях.[1] Вы когда-нибудь бывали в музеях, на выставках картин?
Хотите прямо сейчас отправиться на самую настоящую выставку?
Раз, два, три- На выставку художника попади! Фото №2

Воспитатель: Мы с вами попали в наш городской музей на персональную выставку. Я познакомлю вас с творчеством художника, который родился и живет в нашем городе Петропавловске. Зовут его Сергей Сиденко. Это талантливый, современный художник, который работает в разных направлениях. В своих картинах он прославляет свой родной край, друзей, близких. Обратите внимание на его работы. Кто может описать картину, назвать направление , в котором она выполнена?
Дети по очереди описывают картины, определяют жанр, использованный материал, цветовую гамму, выражают свое отношение к работе художника.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, трудно быть художником? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, чтобы создать свои произведения художники много путешествуют, наблюдают, фантазируют. Только потом они изображают то, что им особенно понравилось.
Очень часто у художника не остается времени на отдых и развлечения. Ребята, вы хотели бы стать художниками? Отлично, я вам в этом помогу, но сначала предлагаю выполнить со мной зарядку художника!
Всегда я стать художником мечтала, Жест мечтания, подперев голову рукой.
Поэтому я всюду рисовала. Рисование в воздухе рукой, вытянутой
вверх.
Ручкой на листе вот так Рисование в воздухе рукой, на уровне
груди.
Кистью на холсте вот так Рисование в воздухе рукой, вытянутой вперед.
Карандашиком на парте Рисование в воздухе рукой, на уровне груди.
И мелками на асфальте. Рисование в воздухе рукой, на уровне пола.
Сапогами на снегу, Рисование ногой по полу.
Коньками я черчу на льду. Черчение по полу ногой.
На песочке прутиком, Черчение в воздухе воображаемым
прутиком на полу.
На дощечке гвоздиком. Черчение в воздухе воображаемым
гвоздиком.
Воспитатель: Чтобы стать настоящим художником ,нужно уметь подбирать краски, смешивать их, и тогда картина получится по-настоящему красивой. Давайте мы тоже попробуем смешать краски и получить новые оттенки.[3] Но делать мы это будем не на палитре, а в волшебных баночках.
Проводится экспериментирование «Смешивание красок».
Цель: продолжать закреплять и обогащать представление детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
Дети называют краски, смешивают их ,называют получившийся оттенок. Фото № 3
Воспитатель: Вот мы с вами подготовили краски для создания своей необычной, волшебной картины. Одних красок нам недостаточно, поэтому я предлагаю вам такие печатки. Они помогут нам дополнить картину очень важными деталями. Мы с вами начали создавать картину, но чего-то в ней не хватает…
Назовите, у кого какая печатка ?
Дети называют форму печаток: листик, птица, капля и т.д.
Воспитатель: А сейчас я дотронусь до каждого из вас своим волшебным карандашом и превращу в настоящих художников.[2]
Воспитатель: Теперь, вы, как настоящие художники можете дополнить нашу картину деталями.

Звучит музыка. Дети самостоятельно пропечатывают детали: листья на деревьях, птиц в небе, капли дождя , воспитатель обращает внимание на расположение деталей на картине, помогает наводящими вопросами детям, испытывающим затруднения. Фото №4
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у вас получилось! Вам ничего это не напоминает? А я увидел в картине наши родные березки, улетающих птиц, осеннюю погоду…. Это же наш родной край! Вы сумели передать в картине свои ощущения, настроение, красоту нашей родины. Вы проделали большую и сложную работу.
А понравилось вам или нет, сейчас мы узнаем. Если вам было интересно, нарисуйте вот у такого смайлика радостную улыбку, а если нет, грустную. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Теперь я предлагаю подарить их нашим гостям ,чтобы поднять им настроение.
А мне пора возвращаться в свою мастерскую, чтобы и дальше радовать вас всех своими произведениями. Сау болыңдар, балалар!

Использованная литература:
1. Қазақстан өнері. Искусство Казахстана .Мәдені — бұқаралық журнал.
2. Наталья Пузанова «В городе тысячи радуг».
3. Уолтер Фостер. « Смешиваем краски».

Яковлева Эльза Рафхатовна, воспитатель, детский сад «Ивушка», г. Петропавловск