МАСТЕР- КЛАСС «ТРАДИЦИИ И ФОЛЬКЛОР»

Цель:
Совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы для начальных классов.

Задачи:
Ознакомление учителей начальных классов с новыми подходами и приемами обучения при внедрении нового содержания в образовании.
Расширить представление о методах и приемах обучения в изучении раздела «Традиции и фольклор» на уроках познания мира.

Ожидаемые результаты:
Коллеги будут уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов и приемов для формирования у учащихся проектной и исследовательской деятельности на уроках познания мира.
Оборудование: интерактивная доска.

Целевая аудитория: учителя начальных классов.

Ход мастер- класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада вас видеть. От всей души поздравляю вас с началом нового учебного года. Пусть новый учебный год порадует нас всех большими успехами и достижениями и принесет удовлетворение от оценки нашей творческой работы.
I. Психологический настрой (позитивный настрой).
« Кувшин счастья».
Уважаемые коллеги, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя, Соберитесь с мыслями, настроитесь на всё хорошее.
II. Теоретическая часть.
Предмет «Познание мира» — интегрированный предмет, формирующий систему знании о взаимодействии человека, природы и общества.
Цель предмета «Познание мира» — формирование у учащихся системы знании о взаимосвязях человека, общества и природы с позиции национальной и общечеловеческих ценностей. Идейной основой ценностей в рамках внедрения нового содержания среднего образования являются ценности национальной идеи «Мәнгілік ел». Это казахстанский патриотизм, сотрудничество, труд, творчество и образование в течение всей жизни. Деятельность учащихся сгруппирована по «Таксономии Блума». Это такие категории, как «знать», «понимать», «применять», «анализировать», «оценивать», «синтезировать».
Предмет «Познание мира» включает восемь сквозных тем:
1. Все обо мне.
2. Я и моя школа.
3. Моя семья.
4. Мир вокруг нас.
5. Путешествия.
6. Традиции и фольклор.
7. Еда и напитки.
8. В здоровом теле – здоровый дух.
Я выбрала раздел «Традиции и фольклор». Цель данного раздела; учащиеся будут знать и понимать:
1) Основные признаки независимого государства.
2) Как отличать государственные символы Республики Казахстан от символов других стран.
3) О древней письменности на территории Казахстана.

Данный раздел нацелен на изучение казахского фольклора, традиции, воплотивших образы и символы. Раздел включает пять уроков:
1-ая тема «Я казах».
2-ая тема «Символы Казахстана».
3-я тема – «Древние письмена».
4-ая тема – «Легенда о золотом человеке».
5-ая тема – «Байтерек – древо жизни».

В течение этих пяти уроков в процессе активной практической деятельности учащиеся приобщаются к национальной культуре, что будет способствовать освоению духовно- нравственных ценностей и идеалов казахстанского народа и формированию национальной идентичности.
Обновленная программа предполагает использование на уроке трех этапов( стадии): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
1-ый этап- «Вызов».
Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает.
На этой стадии можно использовать такие приемы:
«Верите ли вы, что…..»
«Проблемный вопрос».
«Мозговой штурм».
«Кластер».
«Ассоциации».
«Путаница».
«Толстые и тонкие вопросы».

2-ой этап – «Осмысление» (реализация осмысления).
На данном этапе ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии. Это этап, который предполагает получение новых знаний, их осмысление. Цель данного этапа- побудить ребенка к высказываниям, дать толчок к анализу, синтезу информации.

На этой стадии можно использовать такие приемы:
«Инсерт».
«Кластер».
«Авторский стул».
«Семь стрел».
«Составь слово.»
«Толстые- тонкие вопросы».
«Коллаж».

3-ий этап- «Рефлексия» (размышление).
На этом этапе учащиеся делают выводы, анализы, выносят новые знания с имеющимися. На этом этапе можно составить опорный конспект в тетради учащихся.

На этом этапе можно использовать такие приемы, как:
«Синквейн».
«Авторский стул».
«Ромашка вопросов».
«Угадай слово».
«Пазлы».
«Горячий стул».
Игра «Звездный час».
Игра «Типография».

III. Практическая часть мастер-класса.
Я вас кратко познакомила с некоторыми приемами, которые используются на уроках «Познание мира». А теперь приступим к практической части, во время которой попробуем поработать с некоторыми приемами.

Кушбаева Айнагуль Тугеловна, учитель начальных классов, начальная школа № 16, г. Жанаозен, Мангистауская область