МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОСТЫМ КЮЯМ

Искусство кюя – один из ведущих жанров казахской музыкальной культуры. Кюй является зрелым, высокоразвитым искусством, впитавшим в себя весь эпос нации, и главным свидетелем ее славной истории. Казахами он воспринимается еще и как священное письмо предков, выраженное в музыкальной форме.
Даже в трагические для народа годы репрессий, когда многие народные песни были запрещены, кюи продолжали исполняться, потому что, к нашему счастью, колонизаторам было недоступно понимание этого высокого искусства. Кюи для них были просто наборов звуков, не представляющими опасности для имперской идеологии. Благодаря этому, древнее искусство кюя избежало цензуры.
Сегодня мы разберем обучение искусству простого кюя в младших классах.

Естественно, с первых уроков обучения игре на домбре мы не можем давать кюй. В первую очередь, обучение начинается с посадки, постановки. От правильной постановки игрового аппарата на начальном этапе обучения зависит будущий успех, возможность свободно выражать свои художественные намерения.
Постановка обуславливается главным образом характером конкретно исполняемой музыки. Конструктивными особенностями инструмента, а также психологическими и анатомо-физиологическими особенностями самого исполнителя.

Посадка (сидение) в бытовом, житейском понимании предполагает ощущение полной раскованности комфорта, при котором ни руки, ни ноги, ни сам корпус человека не находятся в состоянии преддействия или целенаправленного действия.
Профессиональная же посадка требует определенного положения всех частей тела, которое обусловлено характером работы и сам процесс профессиональной действительности вызывает наиболее рациональные и естественные движения
Безусловно, на посадку и постановку уходит определенного количество времени, это зависит от реакции ученика и его способностей.
По традиции обучение начинается с ударов верх и вниз по открытым струнам (ре-соль), так как — это казахский народный инструмент, все термины должны объясняться на казахском языке, т.е удар – «қағыс», вниз – «төмен», «жоғары» — вверх, ладок — «перне» и т.д.

В 2001 году был выпущен сборники пьес для учащихся ДМШ, автор Мелембаев К.М. В этом сборнике очень грамотно подобранны маленькие пьески по 8-10 тактов, где на струне «соль» ведется основная тема, а струна «ре» — открытая, или наоборот «соль» струна открытая, а мелодия звучит на струне ре.
После множества различных упражнений, этюдов, пьесок, мы приступаем у изучению кюев. К этому времени ученик уже должен владеть 5-6 позициями на струне «соль», от «ля» первой октавы до «ля» второй октавы.

Разбирая кюй, я рассказываю о его истории, об авторе данного произведения, обязательно проигрываю произведение ученику. Использую на уроке собственное исполнение, педагог придает своим объяснениям большую убедительность, обогащает их. Исполнение педагога оказывает положительное воздействие на развитие художественного воображения учащихся.
Не секрет, что многие преподаватели, делая анализ кюя, постоянно используют европейскую музыкальную терминологию. Известный ученый – теоретик Багдаулет Аманов справедливо критиковал такую методику, он пропагандировал народную терминологию.
Приведем цитату из его статьи «Терминология как знак культуры»: «Использование народной терминологии имеет большое значение в деле воспитания и обучения домбристов. Образность «народной теории» и ее неразрывная связь с исполнительством – все это поможет молодым музыкантам глубоко постигнуть дух народной традиции и сформирует их образное мышление. Большинство преподавателей консерватории и училищ применяют на уроках специальность именно народную терминологию. Но это касается только кюев, при изучении произведений европейских композиторов остаются только европейские термины.

Итак, давайте уточним, что представляет собой «народная терминология». Разбирая кюй, мы его делим на бас буын, негізгі буын, орта буын, кіші саға», улкен саға.
Бас буын означает начальное звено, что отражает порядок его появления в форме, но термин фиксирует и важный конструктивный признак этого построения- его многократное проведение, цементирующее форму. Оно начинает и завершает кюй, а также и завершает каждое звено, а в ряде случаев выступает началом нового. Функции этого построения реализуют прямые и переносные значения слова «бас». Таким образом «бас буын» — это не только начальное звено, но и главное звено кюя, охватывающее I позицию грифа домбры.
«Негізгі буын» — главная тема кюя, наиболее индивидуализированный материал формы. В кюе можно перерставить полностью или частично заменить, сыграть по –своему, вообще исключить любой раздел формы, кроме негізгі буын. Тему кюя необходмо сохранить и передать верно. Сюда относяться I –III позиции.
Орта буын – выполняет развивающую функцию и роль связующего звена в форме. В кюй орта буын включается дважды: после негізгі буын и после сағи – кульминации двух драматически напряженных разделов формы. В кюях допустимы пропуски одного из проведений орта буына. (III-IVпозиций).
Саға — кульминация кюя. Традиционная форма включает две саги: кіші и үлкен, встречаются образцы их совмещения в общий кульминационный раздел. Распространены кюи столько с одной кіші сағи. Обычно саға звучит за орта буыном, но в определенных случаях может следовать сразу же за темойнегізгі буын.
Обычно в кюях, которые мы даем начинающим есть бас буын, негізгі буын и саға. Если кюи покрупнее, то встречается орта буын. При разборе необходмо отметить в нотах карагдашом всех звеньев, то есть раздлелить кюй по частям. Так как бас буын несколько раз повторяется, то это уже экономия дляученика в заучивания текста, негізгі буын также повторяется периодически. Фиксирую замечания в дневнике? Можно делать такие записи: « Выучить бас буын, поработать отдельно над сағой или обратить внимание на орта буын».
Штриховая артикуляция – одно их важнейших выразительных средств домбровой музыки. Это своего рода артикуляционная речь домбрового искусства. Для начинающих домбристов азбукой штриховой техники является « қара қағыс» (простой удар). V V
Сущестсвуют множества разновидностей «қара қағыс»? он еще по другому называется «алмаөкезек қағыс», еще существуют « түйдек қағыс». «Толқындама қағыс» — несколько ударов вверх большим пальцем ( VVVV), а также брама- қағыс,
К сожалению не сохранились, но остались лишь ритмические рисунки.

Одним из важных условий профессиональной подготовки домбристов яваляется правильная постановка левой руки, с которой непостредственно связана аппликатурная основа исполнительства. Красота кюя напрямую зависит от слаженности штриховой и аппликаурной техники.
В бас буын, т.е. в начале этих кюев на струне «ре» ведется мелодия и чтобы она прозвучала плавно, надо применить «бас-бармақ» — большой палец, а не второй палец.
В орта буын, на струне «соль», когда ноте « ре» берется вторым пальцем, следующие ноты «ми» и «фа» надо брать четвертым пальцем, а не 3 и 4 постепенно, тогда мелодия будет звучать чище и ровнее.

Для начинающих есть сборник «Халық куйлері» авторы О.Дуйсенов, С.Буркутов). В этом сборнике встречаются короткие кюи-токпе и жертпе, легко поддающиеся запоминанию.
Авторами учебного пособия «Домбыра уйрену меткебi» проделана огромная работа по начальному обучению. Авторы сборника утверждают, что помимо төкпе-кюев, уже на начальном обучении надо знакомить учащихся с жертпе-кюями. Хотя бы в I-II классах нужно давать упражнения и этюды по этой форме. Так как в дальнейшем этот сложный вид исполнения будет более досягаемым.
При разборе кюя, если вы столкнулись с такой проблемой как, например, ученик не может овладеть тем или иным штрихом, то в таких случаях разрешается облегчить ситуацию.
Например, в простейшем народном кюе « Кенес»- ученик не может выучить штрих VV? В таких случаях разрешается играть V V, — эта таже разновидность «қара қағыс» в этом нет ничего страшного.
Например, в кюе «Айжан қыз»- ученик, если у него маленькие пальчики, он не может достать секунду соль-ля, — здесь нужна растяжка- то тогда можно взять этот интервал как чистую приму соль-соль.
От этого структура –мелодия не изменится.
После изучения нескольких кюев, можно познакомить учеников с кюями квинтового круга (до-соль) – терiс бұрау. В основном кюи сочинены на (ре-соль) – оң бұрау.
Кюи на теріс-бұрау – очень своеобразны по звучанию, имеют красивый тембр, несущий в себе что-то древнее, историческое.
Одним словом, опираясь на способности ученика, надо давать программу более разнообразную и интересную( төкпе-кюи), оңбұрау и терiс бұрау, жертпе-кюи), а также различные пьесы европейских композиторов с аккомпониментом.
Если кюй долго и трудно запоминается, его можно исполнить в сокращении, то есть исполнить основные звенья, это разрешено в методике извесных педагогов.

В заключении хочется сказать, что подлинный «союз» учащихся, инструмента и педагога способствует созданию на занятиях творческой атмосферы, сказывается на желании работать, отражается на самом качестве работы

Баилова Меруерт Канатовна, преподаватель по классу домбры ДМШ № 2, г. Темиртау, Карагандинская область