ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ-ДОМБРИСТОВ В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Детские музыкальные школы, согласно Закона Республики Казахстан «Об образовании », являются учреждениями дополнительного образования, осуществляющие музыкальное обучение и воспитание в свободное от занятий, в общеобразовательной школе, время.

Само искусство является наиболее действенным средством эстетического воспитания, а художественные учебные заведения – тем необходимым дополнением к общему образованию, которое способствует гармонию развития личности. Поэтому в нашей стране создана огромная сеть детских музыкальных школ и школ искусств.
Музыкальное воспитание – одно из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Поэтому в нашей стране создана целая сеть художественных, музыкальных школ и школ искусств.

Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему содержанию. Она становится инструментом эмоционального познания и дает возможность для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детском возрасте.

Современная музыкальная педагогика унаследовало и творчески развивала традиции прошлого, однако время вносит свои коррективы. Традиционные методы преподавания изменяются, обновляются с учетом требования современности. Поэтому перед современным педагогом стоят следующие вопросы: какие знания, умения и навыки должен иметь в наши дни музыкант — педагог. Достаточно ли ему хорошо владеть техникой игры на своем инструменте, обладать исполнительским мастерством и знать определенное количество методических приемов.
На сегодняшний день педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но и быть творчески изобретательным.

Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить и как учить. Важнейшей задачей каждого педагога является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.
Задача педагога инструментального класса
Педагог инструментального класса — основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки, обучать искусству исполнения на инструменте.
В практике лучших педагогов эстетическое воспитание имеет различные формы – от бесед на уроке, во время классных собраний до совместных посещений концертов, театров, музеев с последующим их обсуждением. Эстетические представления учащихся формируются на репертуаре, который они изучают.

Поступление ребенка сразу в две школы вносит в его жизнь коренные изменения. Происходит резкий переход от игровой деятельности к учебной работе, требует от ребенка больших психологических и физических усилий.
Не все дети сразу могут приспособиться к такому режиму, поэтому у них наступает разочарование. Педагог должен уметь предотвратить этот критический момент и заранее сформировать у ребенка желание учиться в музыкальной школе. Если желание все- таки пропадает — необходимо срочно искать новую индивидуальную форму занятий с ним.
Перед начинающим учеником нельзя ставить сразу большое количество задач. Это вызывает психическое и физическое напряжение, которое приводит к появлению отрицательных эмоции.
Дети младшего возраста не обладают устойчивым вниманием, поэтому важное значение имеет темп ведения урока. Изучаемые произведения должны быть небольшими по протяжению. Объяснения надо делать краткими и конкретными, подкрепляя их игрой на инструменте.
Прививая ученику любой новый исполнительский прием, следует делать это с учетом анатомических, физиологических и психологических особенностей ученика, видеть его художественное, артистическое развитие, воспитывая все составляющие в комплекс.
Работа над музыкальным произведением
Работа над музыкальным произведением занимает особенно значительное место в решении задач воспитания и обучения учащихся. С самого начала работы над произведением важно увлечь ею ребенка. Для этого надо сыграть пьесу, рассказать об ее особенностях и объяснить, как надо ее учить. С учениками младших классов нужно разбирать произведение в классе, чтобы научить их грамотному и осмысленному чтению нотного текста. С течением времени следует давать задания по разбору нотного текста самим ученикам. Тем самым закладывается основа для последующей самостоятельной работы ученика.

Для развития аналитического мышления и логической памяти проводить следующие формы работы с учениками: устный отчет о подготовке домашнего задания. Ученик рассказывает, как он работал, с какими трудностями он повстречался.
Самостоятельный анализ исполнения: ученик сам оценивает свою игру, анализирует свои ошибки, делает разбор игры своего товарища, особенно тех произведений, которые он сам играл.
Самостоятельный разбор пьес: при разборе над произведением целесообразно использовать различные задачи, а именно — вначале, наряду с разбором текста, важно подобрать подходящую аппликатуру и штрихи, это важный момент, так как удачно подобранная аппликатура способствует лучшему решению требуемых художественных задач и скорейшей автоматизации игровых движений. На середине работы происходит углубление ученика в характер музыки и в связи с этим совершенствование исполнения отдельных элементов и формы в целом. Отрабатывается ритм, динамика и преодоление технических трудностей.
Эта работа продолжается и на заключительном этапе. В этот период педагогу следует чаще слушать исполнение всего произведения. О том, что ученику удалось и над чем еще необходимо работать, следует сказать после окончания исполнения.

Другой вид основной работы – это чтение с листа и игра в ансамбле. Чтобы научиться хорошо читать ноты с листа, необходима систематическая тренировка. Для разностороннего музыкального воспитания большое значение имеет игра в ансамбле. При игре ансамблей развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, а также общее звучание всей музыкальной ткани произведения, воспитывает умение увлечь своим замыслом других игроков, активизируется фантазия и творческое начало. Заостряется ощущение звукового колорита, повышается чувство ответственности за знание своей партии, совместное исполнение требует свободного владения текстом.
Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковое ощущение характера и темпа произведения, соответствие приемов звукового извлечения. Игра в ансамбле требует от учащихся умение передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальные ткани.
Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития учащихся. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения на домбре.

Баилова Меруерт Канатовна, преподаватель по классу домбры ДМШ № 2, г. Темиртау, Карагандинская область