РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Творчество — это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только теоретический, но практический смысл. Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу вырастить не только крепким здоровым, но и – обязательно! — инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие — одна из важнейших и основных задач воспитания и развития.
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.
Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идёт по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта. Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная.
В своей работе учитель стремится к тому, чтобы дети научились выражать свои мысли в устной и письменной форме, стремились высказывать своё мнение, отстаивать его, умели анализировать ответы одноклассников, находить ошибки и объяснять их.
Работа по развитию творческих способностей ведётся на протяжении всех лет обучения. При этом очень важно учитывать индивидуальные способности учащихся.
Очень часто на уроках учитель использует дидактические игры. Игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Педагог старается использовать самый близкий для ребят интересный материал: сказки, загадки, скороговорки. Их присутствие на уроке помогает мыслить, думать, анализировать, лучше усваивать материал, способствует развитию речи.
На уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, учитель решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью был выбран метод проектов.
Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса. Варианты использования метода проектов разнообразны:
• Тренажеры по русскому языку
• Математический задачник
• Копилка читательских удовольствий
• Тренажеры по математике.
Проектная работа очень перспективна, поскольку в ней каждый из участников не теряет своего статуса активной действующей личности, пытается занять в группе позицию, которая отвечает его возможностям: знаниям, умениям, способностям, мышлению и тому подобное. Это отражается на общем формировании индивидуального стиля ребенка. Работая над проектом, ученики общаются, сотрудничают и помогают друг другу в процессе учебы, развивают социальные, умственные и коммуникативные навыки.
Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, — уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Умело применяемые ею скороговорки, развивают фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. Увлекает ребят и изучение пословиц и поговорок. Шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал помогает детям в усвоении орфографии.
Кроссворды со словарными словами – одно из любимых творческих домашних заданий, оно направлено на повышение эффективности работы с орфографическим словарём.
Необходимо обогащать словарный запас школьника и научить правильно и грамотно говорить. Для этого я на уроках русского языка применяю часто вот эти задания:
— подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;
— придумать слова на тему словосочетания;
— составить предложения с заданным словом;
— составить рассказ по вопросам, по картинкам;
Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата.
Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Учащиеся могут собирать загадки по разделам: овощи, фрукты, грибы, животные, звери и т.д.
Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за домашними животными. Так появились работы «Мой любимый питомец». Интересны сочинения “Если был бы я волшебником…” (президентом, учителем…). Сочинения творческого характера формируют потребность в самовыражении, сопереживании. Ребёнок должен проявить умение сравнивать, доказывать, найти выразительные средства – выполнить работу творческим методом. Разнообразие тем творческих сочинений позволяет сделать работу интересной, разнообразной.
Перечень творческих заданий может быть бесконечным. Естественно и гармонично увязанные друг с другом они помогают ученикам в совершенствовании и формировании своей речи, своих собственных мыслей, своего индивидуального восприятия.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.
2. Возрастает интерес к изучению предмета.
3. Повышается орфографическая зоркость.
4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.
Главное условие успеха в любом деле — это творчество. Творчески подходить к выполнению требований программы по всем предметам, наполняя уроки интересным, богатым содержанием, умело осуществляя связь изучаемого грамматического материала с потребностями речевого общения, с жизнью.
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

Капаева Елена Анатольевна, завуч начальных классов, школа-лицей № 23 имени З. Космодемьянской, г.Шымкент, Южно-Казахстанская область