РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИГРЕ НА ДОМБРЕ

Музыка считается одним из мощных средств воздействия на психическое состояние человека, в том числе и на работу интеллекта. Положительно воздействует музыка на работу головного мозга, психомоторику, развитие речи, мышление, память, внимание, восприятие.

Главная задача музыкального образования – передать молодому поколению дух народного творчества для того, чтобы они знали свои корни и по звучанию могли узнать родные мелодии и услышать звуки народных инструментов: домбры, кобыза, жетыгена, конырау, дауылпаза, наркобыза и других.

Научить музицировать можно любого ребёнка. Это требует от педагога большого терпения, упорства, высокого мастерства в обучении. Развитие творческого мышления происходит путём тренировки воли и внимания, воспитывает умение самостоятельно мыслить. С самого начала надо научить ученика определять характер произведения, темп, динамику, количество частей. Выразительность произведений легко усваивается учеником путем сравнительного анализа.

Большую помощь в развитии творческого мышления оказывает подбор мелодии по слуху. Это помогает ученику уверенно ориентироваться на грифе инструмента и развивать музыкально-слуховые навыки. Умения подбирать мелодию по слуху является одной из важнейших форм развития гармонического слуха, аналитического мышления, музыкальной памяти и помогает при работе над различными по стилю произведениями (төкпе, шертпе). При работе с учеником необходимо всегда обращать внимание на характер произведения, научить его определять лад мелодии: веселый или грустный.

Важную роль в творческом развитии детей играет участие в ансамбле, прививающее навыки коллективной игры, развивающей гармонический слух, ритмику. Игра в ансамбле имеет большое воспитательное значение: организует и дисциплинирует учащихся, повышает их чувство ответственности перед коллективом и развивает дружбу в коллективе, способствует повышению интереса у детей к знаниям музыки в целом и значительному снижению текучести контингента учащихся. Играть в ансамбле можно только после того, как учащиеся в достаточной степени овладевают основными способами звукоизвлечения, необходимыми элементами исполнительной техники и приобретут начальные навыки сольной игры на инструменте. Основная задача коллективного музицирования: умения слушать звучания ансамбля, ощутить единый ритмический пульс, играть согласованно.

Важную роль в развитии творческого мышления играет умение ученика читать с листа. Игра в ансамбле хорошо развивает и совершенствует чтение с листа, формирует реакцию, сообразительность. Играя с преподавателем, другими участниками ансамбля ученик «держит» свой ритм. Часто ученики исполняют произведение со значительными темповыми отклонениями. Игра в ансамбле не только дает преподавателю диктовать свой, правильный темп, но и развивает у ученика метро-ритмические, темповые навыки. Темой моей защиты на первую категорию была «Использование межпредметных связей в процессе обучения музыке», где говорится, что развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью с системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию музыки. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. По этому при работе с учениками учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию: это и математика (счет ритма 1и 2и 3и 4и), это и история создания произведения, это и биография композитора, это и умение анализировать характер произведения.

Одной из важнейших задач является дальнейшее развитие у ученика навыков самостоятельной работы. Занятия музыкой должны способствовать общепедагогическим задачам, воспитывая в ученике чувство дисциплины, умение работать и преодолевать возникающие трудности. Основы начального обучения игры на домбре – это воспитания у учащихся любви к музыке, отзывчивости на музыкальные впечатления. Большое внимание уделяется расширению художественного кругозора учащихся, привитию им интереса и любви к музыкальному искусству, развитию способности творчески воспринимать музыку и эстетически реагировать на нее.

Задача каждого педагога – развивать творческие возможности учащихся, наиболее способных привлекать к участию в конкурсах, концертах, при которых у учащихся повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах.
Учащийся народного отделения: Омаров Аян 2 класс
Предмет: специальность – домбра
Тема урока: разбор кюя Курмангазы «Аман бол, шешем, аман бол»,
игра с концертмейстером Ленчак Н.А. пьесы Курбани «Навои шарк».
Цель урока: овладение ритмическим рисунком кюя, навыками игры пьесы в ансамбле с фортепиано.
Задача урока:
а) учебная
— научить приемам звука извлечения штрихам;
— формирование исполнительских навыков;
б) развивающая
— развивать чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать сови недостатки и желание их преодолеть
— развивать мышление творческие способности;
— содействовать развитию положительных личностных качеств (инициативы, самостоятельности);
в) воспитательная
— воспитание чувство метроритма, налаживание метрической пульсации;
— воспитать любовь к национальной родной музыке;
Тип урока: индивидуальные
Методы, применяемые на уроке: объяснение, показ, анализ.
Оборудование урока: домбра, нотный материал, фортепиано, планшет с записью кюя «Аман бол, шешем, аман бол» в исполнении профессионального кюйшы (интернет)
3 февраля 2016 г.
— Аян, назови произведение и композитора, над которым мы сейчас будем работать
— Кюй «Аман бол, шешем, аман бол», его сочинил великий Курмангазы.
— А ты знаешь историю создания этого кюя?
— Да. Когда Курмангазы забрали в тюрьму за вольнодумие, то его мама сильно плакала. И в тюрьме он посветил своей маме этот кюй, который переводится как «Будь здорова, мама, будь здорова».
— Разбирая произведения Курмангазы «Аман бол, шешем, аман бол», в первую очередь мы отрабатываем удары, так как они специфические. Приемы ударов зависят от названия кюя: аман бол – удары вниз-вверх-вних, шешем – удары вниз-верх, аман бол – удары вниз-вверх-вниз. Обязательно нужно обратить внимание на размер и знаки альтерации при ключе, чтобы сразу привыкнуть к правильному звукоизвлечению произведения. Аян, каждый такт повтори по несколько раз, чтобы хорошо запомнить текст, обязательно повторяй все репризы, большое внимание уделяй аппликатуре, так как здесь есть свои правила: если после ноты «фа» идет нота «соль», то ноту «фа» играем бас бармаком «бб», если после ноты «фа» нет ноты «соль», то ноту «фа» играем вторым пальцем. Для четкого звукоизвлечения нужна растяжка пальцев, поэтому тяни четвертый палец на ноту «соль», а первым пальцем держи ноту «ля». Делай акцент на сильную долю в каждом такте.

Работа над пьесой «Навои шарк» особенно сложно по темпераменту, ритмическому рисунку. Уже первый такт начинается с тремоло, во втором и в 3 тактах – паузы на «и четыре и», вторая цифра начинается с восьмой паузы, в третьей цифре после восьмой ноты – сразу тремоло. Так как ты, Аян, только недавно выучил текст, мы вместе будем играть его с начала в медленном темпе, просчитывая все паузы и тремоло вслух, за тем постепенно прибавлять темп. Теперь, Аян, сыграй один, соблюдая динамику, делая акцент на сильную долю, слушай концертмейстера и обязательно считай вслух, так как у тебя и у концертмейстера много пауз. В конце произведения особенно будь внимателен, у концертмейстера большой проигрыш на два такта, а у тебя, Аян, пауза. Предпоследний такт обязательно просчитай до трех, чтобы закончить пьесу одновременно с концертмейстером.
— Аян, что на сегодняшнем уроке ты нового узнал?
— Подучил две строчки вступления кюя, отработал удары. Начал учить первую часть, но с ударами еще путаюсь потому, что не уверенно знаю текст, часто меняется размер, не успеваю просчитывать. На следующий урок подготовлюсь, первый раз играл пьесу с концертмейстером, не сразу привык к проигрышам на моих паузах. В конце урока мы прибавили темп, сыграли быстрее, мне понравилось.
— За урок – пять, чаще занимайся дома, но в быстром темпе пьесу не играй, будем работать вместе над звукоизвлечением акцентом, техникой.

Байжуманова Гулнар Кайырбековна, преподаватель по классу домбры, детская музыкальная школа № 2, г. Темиртау, Карагандинская область