РОМАН А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ОНЕГИН И АВТОР

Цель урока:
— познакомить учащихся с героями романа;
— через систему взаимоотношений персонажей показать тему личной трагедии главного
героя;
— познакомить с термином «онегинская строфа».

Ход урока:
I. Организационная часть урока. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами продолжим изучать творчество великого русского поэта А.С. Пушкина, продолжим знакомство с его выдающимся романом «Евгений Онегин», с героями, их взаимоотношениями.
Прежде чем приступить к изучению нового материала, повторим пройденное.

II. Актуализация опорных знаний (устно)
Приём « Верно — неверно».
1. Верно, что А.С. Пушкин – великий поэт девятнадцатого века?
2. Правда ли, что «Евгений Онегин» — роман в стихах?
3. Верно, что Евгений Онегин, главный герой романа, жил в Москве?
4. Правда ли, что А.С. Пушкин совсем не симпатизирует своему герою?
5. Верно ли, что Евгений Онегин в романе постоянно ищет смысл жизни?
6. Правда ли, что Евгений Онегин – тип молодого человека начала девятнадцатого века?
Последний вопрос вызывает затруднения? Чтобы ответить на него обратимся к теме нашего урока (запись темы урока в тетрадь). Именно в течение урока мы ответим на этот вопрос.

III. Слово учителя о романе.
Действительно, роман «Евгений Онегин» — это уникальное произведение, в котором отражены все особенности той эпохи, того времени. Герои показаны в реальных жизненных обстоятельствах, в условиях так называемой жизненной правды. Давайте познакомимся с героями данного текста, как представителями той эпохи, посмотрим, что их волновало, о чём они думали, к чему стремились.
1. Система образов в романе. Работа с текстом.
А) Евгений Онегин
— Кого можно считать главным героем романа? Почему?
(Евгений Онегин – главный герой романа. Он присутствует во всех сюжетных линиях. О нём, о его жизни рассказывается в тексте).
— Глазами кого нам показан герой?
(Глазами Автора-повествователя, который не только повествует, но и сам является полноправным героем романа).
— А каким Автор показывает Евгения Онегина в начале романа? Давайте нарисуем словесный портрет героя.
(1 глава. Приятель Автора. Готов терпеть нелюбимого дядю ради наследства. Отец Евгения промотал своё состояние. Онегин – «молодой повеса», «умён, мил» — эпитеты. Светский молодой человек. Типичный представитель «высшего света». «Острижен по последней моде». «Как dandy лондонский одет». Франт, педант.

Словарная работа
Кто такой dandy, франт, педант? (Индивидуальным домашним заданием для ученика было посмотреть в толковом словаре значение этих слов).
(Dandy в данном контексте (в примечаниях А.С. Пушкина к роману) – это франт.
Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь.
Педант – тот, кто излишне строг в выполнении всех формальных требований. То есть для него важно все формальности учесть).
— Как он относится к обязанностям человека из «высшего света»: к посещению театра, бала, балета?
(Ему все балы, театры, балеты давно наскучили. Везде он зевает, хочет быстрей уехать домой. И дома тоже скучно, ему всё надоело, его мучает «русская хандра», «к жизни вовсе охладел»).
Записываем кратко в тетрадях характеристику Евгения Онегина.

Б) Автор
— Какие взаимоотношения Автора и Евгения Онегина?
(Они приятели, Автору был симпатичен Онегин (начало романа), хотя они были во многом разные).
Получается, что Автор, повествуя о своих взаимоотношениях с Онегиным, рассказывает о себе, о своих увлечениях, жизненной позиции.
Телесного облика Автора перед нами нет, но мы видим его внутренний мир. Он выполняет функцию не только героя, но и повествователя, дающего оценку происходящему.

2. Проблемный вопрос
Все герои романа по-своему несчастны. В чём проблема каждого из них?

IV. Систематизация нового материала.
— Давайте составим схему, которую так и назовём: «Система образов в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
(В центре схемы – Евгений Онегин, вниз 2 стрелки – Татьяна Ларина, Владимир Ленский – от него стрелка – Ольга Ларина, а внизу объединяет все эти стрелки – образ Автора, который рассказывает и даёт оценку всем героям).
Из схемы видно, что главный герой романа – Евгений Онегин. Он типичный представитель светской молодёжи того времени. Молодость – это такая прекрасная пора! Но счастлив ли он?
(Нет, ему всё надоело, у него нет цели, семьи, друзей, он равнодушен ко всему).
Вывод: Евгений Онегин – яркий представитель молодого дворянства, «высшего света». Бесцельный, равнодушный, носитель личной трагедии. Но это трагедия и всего общества, в котором он живёт. Задача писателя-реалиста – показать все проблемы этого общества, не приукрашивая их – с чем блестяще справился А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».

V. Поэтическая минутка.
Выразительное чтение наизусть отрывка из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкин. « Письмо Татьяны» (читает ученица), «Отказ Онегина» (читает ученик)
(на фоне музыки Ф. Листа «Грёзы любви», Альбинони «Адажио»).

VI. Разбор понятия «Онегинская строфа».
«Евгений Онегин » выглядит как роман – импровизация. Эффект непринужденного разговора с читателем создается прежде всего выразительными возможностями четырехстопного ямба – излюбленного пушкинского размера и гибкостью созданной Пушкиным специально для романа «онегинской» строфы, включающей 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными мужские).
Работа учащегося у доски – запись первой строфы романа. Остальные делают запись в тетрадях.
«Онегинская строфа» состоит из 14 строк, которые делятся на 3 четверостишья и заключительное двустишье в разными способами рифмовки:
Строки 1-4: а-б-а-б – перекрёстные рифмы
5-8: в-в-г-г – смежные рифмы
9-12: д-е-е-д –опоясывающие рифмы
13-14: ж-ж – смежные рифмы.
Но дело не только в рифме. Количество слогов в каждой строфе одинаково.
Строки 1-4: 9-8-9-8
5-8: 9-9-8-8
9-12: 9-8-8-9
13-14: 8-8
Вывод: рифмующиеся строки имеют одинаковое количество слогов.
Каждая строфа обычно начинается освещением какой-либо новой темы, а авторские замечания, лирические вставки заключают её. Таким образом написан весь роман, за исключением письма Татьяны к Онегину, письма Онегина к Татьяне и песни девушек.

VII. Рефлексия. Приём «Синквейн»
Написать синквейн, посвященный любимому образу из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях.

VIII. Подведение итогов урока. Оценки.

IX. Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос:
О чём пишет Татьяна в письме к Онегину?
Индивидуальное задание для сильных учеников (письменно ответить на вопрос): Можно ли считать сон Татьяны «вещим»?

Ермолаева Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы, КГУ «Урожайная средняя школа», с. Урожайное, р-он им. Г. Мусрепова, Северо-Казахстанская область