В ЦАРСТВЕ НЕСКЛОНЯЕМЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Цели урока:
— познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их
морфологические особенности;
— обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Ход урока:
I. Организационный этап.
II. Словарно — орфографическая работа
1. Самодиктант 1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.
2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.
3.Имена существительные бывают ______________________рода, ______________________ рода и __________________________ рода.
4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы.
5. Имена существительные изменяются по ____________________ по ________________________ .

2.Прочитайте скороговорку, записанную на доске:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Найдите в данной скороговорке дополнение, выраженное именем существительным. Прочитайте по буквам. Сравните произношение и написание.
-Что означает данное слово? (Школьный толковый словарь) — Запишем это слово в тетрадь, поставив ударение. — Просклоняйте слово шоссе.
— Что такое склонение?
— Один ученик работает у доски:
И.п. что? шоссе
Р. п. чего? шоссе
Д. п. чему? шоссе
В. п. что? шоссе
Т. п. чем? шоссе
П. п. о чём? о шоссе
— Что заметили при склонении? По падежам изменяли, а слово свою форму не изменила. При изменении слов по падежам (при склонении) что меняется у слова?
– Т.е. меняется форма слова. Меняется ли само слово?
— Сможем ли мы ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?
III. Проблемный вопрос. Цели и задачи урока.
Вам самим придется дать ответ на эти вопросы. За урок мы должны узнать как можно больше нового.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Пример того, как не надо говорить, из передачи «Радионяня»
Как-то рано поутру Кенгуру в кафе зашел,
С другом сели мы в метру Занял там свободный стол
И поехал в метре И сидит за доминой
Фильм смотреть о кенгуре. С шимпанзой, и какадой.
Вот сидим мы с ним в кине Вдруг огромный обезьян
Без пальта и без кашне, Стал играть на фортепьян.
А вернее, я и ты Тут и взрослый, сняв пенсню,
Без кашны и без пальты. Хохотал на всю киню.
Любит кины детвора, Интересное кино.
Если в кинах кенгура, Жаль, закончилось оно.
Ходит-бродит по шассу, В гардероб пора бежать-
Носит в сумке шимпанзу. Будто польта выдавать.
— Исправьте в тексте грамматические ошибки.
1 – ученик у доски, а теперь запишите исправленные слова (метро, кенгуру, кино, пальто)
V. Актуализация знаний. Решение проблемы. — К какой части речи они относятся? — Имеют ли падежное окончание? – Изменяются ли по числам?
– Можно ли проверить орфограммы этих слов привычными правилами? – Изменяются ли по падежам?
– Являются ли эти слова русскими или заимствованы из других языков? — Имеют ли падежное окончание?
Физминутка.
Работа с теоретическим материалом по учебнику.
Работа с учебником упр. 437 стр.127

VI . Тест на закрепление. Проверка знаний.
Мы с помощью теста узнаем, как вы поняли тему «Несклоняемые имена существительные» ( тесты приготовлены для каждого ученика)
1. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?
а) петля б) сено в) кафе г) зеркало
2. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?
а) радио б) солнце в) кино г) ателье
3. Где допущена ошибка?
а) тетрадь Левченко Марии б) тетрадь Сухово Андрея
в) тетрадь Льва Гинзбурга г) тетрадь Фохт Михаила
4. Какое из сложных существительных будет несклоняемым?
а) подлодка б) завхоз в) запчасти г) СМИ
5. Найдите лишнее
а) вуз б) мопед в) табло г) МГУ
Взаимопроверка тетрадей
VI. Объяснение домашнего задания:
1) выучить правило упр. 121-123
2) выполнить упр.446, стр. 124
Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
VII. Рефлексия.
Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями, потому что были добрыми, дружелюбными и внимательными по отношению друг к другу. Я хочу вам подарить эту волшебную шкатулку, а в ней вот такие маленькие солнышки. Возьмите каждый своё солнышко, улыбнитесь ему так, как оно улыбается вам. Будьте добрыми, внимательными, искренними, честными всегда. Пусть солнышко постоянно будет сиять в ваших сердцах, дарите тепло и ласку окружающим, и тогда, станет больше солнца в мире, больше счастливых людей, более радостной станет жизнь.
VIII. Выставление оценок.

Ермолаева Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы, КГУ «Урожайная средняя школа», с. Урожайное, р-он им. Г. Мусрепова, Северо-Казахстанская область