ВНЕДРЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАКТИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

Для успешного преподавания учителю необходимо создать определённые условия, для раскрытия многих качеств учащихся, которые являются у него скрытыми и возможно ещё не проявились. Каждый ребёнок является индивидуумом, с огромным потенциалом, но нельзя забывать, что учебный процесс это ни есть сложившиеся отношения между учителем и учеником.

При составлении среднесрочного планирования, в каждый урок я включила момент для создания коллаборативной среды, что мне очень помогло изменить сложившиеся отношения между мной и учениками. Наши отношения перешли на другой уровень, я научилась больше доверять им, а именно доверять в передаче ответственности за их обучение. Ранее в своей практике я брала на себя и только на себя ответственность за обучение учащихся. На уроках с моей стороны больше было авторитарного давления на учащихся, мне хотелось добиться от них той модели поведения, которую я считала более успешной, таким образом, лишала их собственного мнения, инициативности, желания самостоятельно получать новые знания. Но изменив своё поведение на уроке, я увидела результат, которого хотела добиться авторитарным стилем преподавания. И поняла преимущества нового стиля поведения, то я и в дальнейшем буду на каждом уроке использовать элемент создания этой среды на уроках.

В процессе обучения учащимся уже были знакомы различные методы и формы обучения, но их применение в основном является очень редким и не систематичным. Возможно, отношение учеников к их применению является не серьёзным, поскольку не осознана значимость и продуктивность этих методов. Моей основной задачей при внедрении программы исследования в обучающий процесс было изменить отношение учащихся к процессу обучения, через изменение форм работы, через установление положительной и позитивной атмосферы между учениками.
Моя роль как учителя в данном случае, сводилась к роли организатора и наблюдателя. А привычная, мне роль в основном информатора и контролирующего органа, стала основной ролью самих учеников. На первых этапах внедрения программы у учащихся не наблюдалось должной самоорганизации и саморегуляции. В первых, так как это была мало известная им роль, во вторых у них наблюдалось желание, переложись свои обязанности на других, не нести ответственности за общую работу.

Модуль «Новые подходы в обучении». Ранее до внедрения Программы в процесс обучения я на различных этапах урока, особенно на повторении темы, проверке домашнего задания, изучения нового материала достаточно часто применяла подмодуль этого модуля — диалоговое обучение. Потому, что я считаю, что информация, полученная в процессе обсуждения, через осмысление на много лучше усваивается и остаётся в сознании учащегося. Предмет познания мира требует к себе особого подхода. Изучение осложнено отсутствием у детей развития таких навыков, как развитие мышления и осознание предмета через выстраивание ассоциативного ряда; детальное изучение текстовой информации, выделение главного, проведение анализа и синтеза. Для развития таких навыков необходимо использование активных методов обучения, для того чтобы расшевелить учеников, превратить их из пассивных слушателей в активных участников учебного процесса. Но ранее я в основном использовала форму диалога между учителем и учеником, теперь, когда я изучила Программу и в свои краткосрочные планы я включила задания, которые построены на изучение нового материала при построении диалога в парах или группах. Проведя серию уроков, я убедилась в больших преимуществах таких видов работы учеников, потому что они учат учеников высказывать свои мысли и идеи, способствующих решению поставленных мною вопросов. В зависимости от того, какая модель диалога используется можно у учащихся развить не только умение говорить, аргументировать свои идеи, но также способствовать развитию критического мышления. Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников (Руководство для учителя, стр. 146). Для этого необходимо использовать вопросы высокого порядка такие как, смогли бы выжить древние люди, если бы не приручили диких животных, что бы тогда произошло если бы не приручили люди животных на, что ребята ответили:»Животные стали бы врагами и представляли бы для людей опасность» дающие возможность ученику анализировать, делать выводы и интерпретировать полученные знания в ситуации отличной от этой. Как показала практика, у моих учеников развитие критического мышления ещё находится на низком уровне. Результаты моего эксперимента показали, что центральным образованием системы саморегуляции у школьников является автономность, относительная независимость от влияния окружающих, которая влияет на степень развития других структурных компонентов. То есть от предоставления возможности ученикам самостоятельно преодолевать трудности, что выполняется не в полной мере, и совершать самостоятельные действия, зависит уровень развития саморегуляции в целом. Мною выявлены ещё менее развитые, по сравнению с другими, проявления саморегуляции второклассника: самостоятельное преодоление трудностей; позиция доминирования в некоторых ситуациях; решительность; предприимчивость. Как я поняла, данные качества связаны с активной позицией самих учащихся и не находят выхода. Конечно же, лучше саморегуляцию можно проследить при выполнении заданий в парах или группах, где учащиеся могут и ощущают поддержку со стороны других учащихся. Я считаю это обязательным, на первых этапах внедрения этого подмодуля, пока еще не сформирован ученик ответственный за своё обучение. В процессе групповой работы всегда идёт распределение ролей. И обязательно в зависимости от уровня понимания основных идей урока определяется лидер группы, который вдохновляет и ведёт за собой. В процессе работы ребята поддерживали друг друга, высказывали свои мнения. Я считаю, что в групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание, планирование). Ещё хочется отметить то, что работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше учащихся класса. Это один из моментов, который я считаю, удался в той или иной мере при проведении уроков на практике.

Для учащихся этой возрастной категории уже характерно развитие логического и критического мышления, в данном возрасте они частично умеют анализировать информацию, структурировать её, синтезировать и интерпретировать. Поэтому составлять задания необходимо с учётом этих возрастных особенностей, для постоянного вовлечения в активные формы обучения, поддержания интереса на эмоциональном уровне, для улучшения уровня концептуального понимания обучения.
Модуль «Развитие критического мышления» очень тесно связан с модулем «Обучение талантливых и одарённых учеников». Потому, что талантливые и одарённые дети, если это касается уроков познания мира, обязательно должны критически мыслить. Критическое мышление это неординарное мышление, собственное суждение по тому или иному вопросу, способность ума не принимать всё на веру, а пытаться опровергнуть или найти собственное утверждение.Это также является отличительной чертой одарённого ребёнка. Задачей каждого учителя является создать такие условия в обучении, которые способствовали бы для раскрытия ещё не увиденных талантов учеников и их развития. Это можно реализовать при индивидуальном подходе к каждому ученику, создании благоприятных условий. При проведении серии последовательных уроков к каждому занятию я подбирала задания, которые носят познавательный характер, так как кроме расширения кругозора, они так же повышают интерес к предмету и способствуют выявлению талантливых и одарённых детей. На данный момент, используя идеи программы, пробуя создать коллаборативную среду на уроке, я заметила, что почти у всех учеников, стал, заметен повышенный интерес к предмету, при этом можно отметить у них наличие некоторых способностей по предмету познания мира. И это очень радует меня, но и накладывает обязательства для создания условий с целью развития этих способностей, которые я должна попробовать перевести на уровень одарённости.
Для себя я отметила, что к интеграции этих двух модулей добавляется ещё один «Лидерство и управление в обучении». Это очень хорошо заметно при построении на уроке парной и групповой работы. В этих случаях, когда хорошо действуют стратегии «Научи другого», «Кластер», «Ролевая игра» «Вопрос — ответ», лидерские качества проявляются у учащихся, которые не имеют особой одарённости, а просто которые имеют немного больший учебный потенциал в отличие от основной массы учащихся. В этом случае лидирующая личность берёт на себя роль инициатора, капитана , который ведёт свой корабль к поставленной цели. При проведении уроков, когда мною была организованна работа в парах и группах, однозначно можно было наблюдать, как средней ученик брал на себя роль лидера, управляя совместной работой. То есть для реализации данных модулей, которые будут независимо интегрированы, с моей стороны должны будут быть организованы активные формы работ, с постановкой вопросов и задач, имеющих практическую направленность и носящих познавательный характер для развития одарённого, талантливого и критически мыслящего ученика с задатками лидера. Ставлю для себя это, как первой задачей, после завершения курсов. Планирую в дальнейшем, как можно больше использовать заданий на своих уроках, которые позволят развивать у учащихся чувство ответственности за своё обучение, развивая такие качества, как критическое мышление, лидерство и умение управления обучающим процессом. Всё больше и больше отдавая, таким образом, ученикам свою нынешнюю роль учителя.

Если мы говорим о преподавании согласно возрастным особенностям учеников, то необходимо учитывать возрастную категорию преподаваемой дисциплины. В определённом возрасте у детей в большей или меньшей степени развиты различного вида память, мышления, внимание, этапы психического развития. Поэтому при построении урока, выборе заданий, подбора стратегий, просчёта времени для их выполнения необходимо придерживаться этих возрастных особенностей. Наиболее лучший результат обучения достигается в среде взаимодействия, через эмоции, ведущие к формированию знаний. Процесс получения метазнаний осуществляется в смоделированных ситуациях, в которых главную роль имеют следующие аспекты: социальные, эмоциональные и когнитивные. В обучении особую важность имеет разработка интересных заданий, занимательных и соответствующих возрастным особенностям учеников. Важно, чтобы привлечение внимания учеников включало в себя важный элемент узнавания и возможности получения новой информации, связанной с тем, что они уже знают (руководство учителю стр. 184). Для учащихся этой возрастной категории уже характерно развитие логического и критического мышления, в данном возрасте они уже умеют анализировать информацию, структурировать её, синтезировать и интерпретировать. Поэтому составлять задания необходимо с учётом этих возрастных особенностей, для постоянного вовлечения в активные формы обучения, поддержания интереса на эмоциональном уровне, для улучшения уровня концептуального понимания обучения.

Интеграция модуля информационно – коммуникационных технологий объединяет между собой все модули, потому что использование технических ресурсов можно наблюдать на любом этапе урока, при внедрении каждого модуля в учебный процесс. Но если бы обратимся к таксономии Блума, то использование технических ресурсов со стороны учителя будут очень уместны на уровне знаний и понимания в виде информационных источников. Если мы говорим об уровне применения знаний, со стороны учителя технические ресурсы используются как возможность изложения заданий различного вида, способствующих формированию знаний учащихся на уровне понимания. Когда планируется урок, в котором выстраиваются цели, по которым необходимо достичь уровня развития таких способностей учащихся, как умение анализировать, синтезировать, то технические ресурсы используются учащимися для создания презентаций. Технические ресурсы оказывают большое подспорье, как учителю, так и ученику в обучающем процессе, при этом экономится большое количество времени и расширяются возможности использования на уроках для демонстрации нового материала, подача письменных работ, заданий, при проведении физических минуток и при использовании модуля «Оценивания для обучения и оценивание обучения».
Очень новым и очень интересным для меня показался модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения».Оценивание можно расценить как вершину всех полученных знаний. Так как, через оценивание учащийся и учитель понимает уровень усвоенной информации, её осмысление и главное умение применения этих полученных знаний и навыков за рамками обучающей среды. Важным моментом в обучении является наличие формативного оценивания, потому что это является своего рода обратной связью, дающей возможность учителю и самому ученику оценить степень понимания темы урока и предмета в целом. Проводя систематическое оценивание можно отследить достижения и процесс развития учащихся. В период проведения исследования я впервые проводила самооценивание и взаимооценивание в парах и группах. В начале проводимого эксперимента для учеников это было большим новшеством, и они это восприняли, как возможность получения хороших оценок, то есть я наблюдала, как они завышают друг, другу оценки проявляя взаимную солидарность. Но на следующем уроке они сами наблюдали, как их хорошие оценки обесценивались, не выдерживая проверки. И со временем их отношение к взаимопроверке изменилось, они стали более объективными при выставлении оценок, стали более критично относится к ответам другим и более требовательными к себе. А также они поняли, что каждое задание, которое они выполняют, каждый вид работы оценивается ими самими, другими учениками или мной, учителем, что сделало их более ответственными к себе и своему обучению. Одним из моментов, которые у меня не получились в период практики это разработать детальные критерии, дескрипторы и рубрикаторы, которые позволили бы мне и моим ученикам объективно оценить уровень понимания учащимися концептуальных идей урока. В дальнейшем я планирую систематически проводить формативное оценивание, используя методы само и взаимооценивания в парах и группах, которые будут составлять объективную суммативную оценку.

На практике, проводя уроки-наблюдения, использовала идеи этих модулей в своей педагогической деятельности. Все идеи, представленные в них, очень тесно взаимосвязаны, так как без них урок был бы сухим и неинтересным. Не было бы никакой мотивации у детей к знанию предмета.Ведь составляя план урока каждый учитель стремится к тому, чтобы его действия, направления, задания были поняты и осмысленны учащимися. В нашей педагогическкой деятельности именно через достижения учащегося определяется компетентность учителя.
Внедрение данной Программы на практике безусловно преведут к изменениям в сторону улучшения за счёт внедрения эффективных способов преподования в обучении, через внутренний и внешний рост как учителя так и ученика.

Будник Светлана Владимировна, учитель начальных классов, КГУ «СШ № 20 села Мирное», Осакаровский район, Карагандинская область