ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИИ «ИСТОРИК» В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Как выбирает будущую специальность современное молодое поколение? Советы родителей и близких, школьных наставников и друзей? Престижность профессии, востребованность на рынке труда? Способность, предрасположенность к какому либо направлению? Как сделать правильный выбор? Сегодня существуют различные методики по определению твоих наклонностей, издаются различные брошюры с краткими характеристиками профессий. Нам бы хотелось остановиться на профессии – историк. Проанализировав информацию на нескольких сайтах, определяем, что историк изучает прошлое человечества во всем его многообразии. Используя знания о всевозможных исторических фактах и процессах, воссоздает картину жизни государства, народов и отдельных людей в разные времена. Устанавливает закономерности развития общества и выявляет причинно-следственные связи между произошедшими событиями. Историки востребованы в школах, на исторических факультетах высших учебных заведений, архивах, музеях, научных центрах и т.д. Когда же вопрос заходит о престижности, мы понимаем, что не входим в лидерский список. Последние десятилетия характеризуются повышенным интересом к финансовым, инженерно-промышленным, информационно-технологическим специальностям. Вместе с этим мы наблюдаем постепенный рост интереса к историческому прошлому нашей страны. Приходит понимание, что идея формирования национального исторического сознания в условиях обновления страны должна выйти на качественно новый уровень. Содержание и направленность национального самосознания определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. В связи с этим, перед современным Казахстаном остро стоит задача духовного возрождения нации. В связи с этим возрастает роль современного историка, от профессионализма которого зависит результат формирования национального исторического сознания у казахстанцев. Именно историки, призваны нести духовные традиции неизбывных ценностей другим поколениям.

Развитие системы исторического образования в нашей стране открывает новые горизонты, для применения методик, основанных на информационных и педагогических технологиях, отражающие приоритетную цель исторического образования, направленную в первую очередь на формирование национального самосознания. Исследователи определяют «национальное самосознание» как осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений. Данное понятие неразрывно связано с понятием «историческое самосознание» — осознание индивидом своей принадлежности к определенной этнокультурной общности, своей связи с его прошлым и настоящим историческим развитием. Чтобы оценить исторические события объективно, человек должен обладать достаточным уровнем развития исторического самосознания. И с этой точки зрения, базовой основой в преподавании истории должна стать ориентация на целостный всесторонний анализ исторической действительности, в центре которой стоит человек, все многообразие его проявлений и интересов. Именно историческое познание становится признаком культуры личности и общества. Внедрение в учебный процесс новых подходов преподавания позволит учащимся, понимать историческую связь явлений современного мира, критически анализировать историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, иметь целостное представление о месте Казахстана во всемирно-историческом процессе

Лидером подготовки высококвалифицированных специалистов, по программам преподавания отечественной истории, является факультет истории, археологии и этнологии Казахского Национального Университета имени аль-Фараби, которому в 2018 году исполнятся 70 лет. Факультет является «альма матер» многих известных историков Казахстана. Профессорско-преподавательский коллектив плодотворно разрабатывает новые теоретические модели, раскрывающие сущность происходивших в отечественной истории процессов, дает научный анализ исторического опыта развития Казахстана.Вместе с этим глобализация и интеграция науки и образования, характеризующие нашу современную действительность, вносят определенные коррективы в понимание методов и методик преподавания истории в нашем высшем учебном заведении. Внедряются инновационные приемы проведения лекционных и практических занятий, используются интерактивные методики обучения, которые направлены на то, чтобы современное образование соответствовало международным стандартам и уровню. Преподаватели факультета понимают, что формирование будущего специалиста происходит в вузовских аудиториях, поэтому, трудоемкий процесс подготовки кадров базируется на методиках обучения, от степени и эффективности которых зависит уровень квалификации будущего выпускника.
Историческое образование необходимо для социальной памяти человечества, без него нарушается историческая и культурная преемственность, связь времени и поколений. Оно способствует формированию у подрастающего поколения нашего государства собственных ценностных ориентаций и убеждений, знаний и умений.

Абдилдабекова Айгул Мухтаровна, к.и.н., доцент, Телеуова Эльмира Тешебаевна, к.и.н., доцент, КазНУ имени аль-Фараби, г. Алматы