АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В послании Президента РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана одно из важнейших направлений и общенациональной задачей является образование: «Мы должны продолжить модернизацию образования.
Содержание общеобразовательных областей реализуется через организованную учебную деятельность, самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность взрослого и ребенка. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности.

Факторы и условия развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Вместе с тем ученые и педагоги указывают на то, что происходит снижение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Одним из значимых факторов развития познавательной активности является выбор таких средств, которые позволяют ребенку эффективно осваивать культурно-исторический опыт.
Необходимо чтобы ребёнок имел представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, изучать окружающий мир. Необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам занятий.

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей.
Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.
Удивление – важная способность ребёнка: оно питает его познавательный интерес. Чувство удивления можно вызвать новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствие чего-то предыдущим представлениям ребёнка.
Интерес как стимул познавательной деятельности является своеобразным трамплином к познавательной активности, опорой для эмоциональной памяти, стимулом для повышения эмоционального тонуса, способом мобилизации внимания и волевых усилий ребёнка.

Необходимо обращать внимание на то, способны ли дети удивляться, находить самостоятельные решения в нестандартных условиях, экспериментируют ли они; вариативны или однообразны их поисковые действия, в какой мере они последовательные, продуктивные, точные, оригинальные.
Важно, чтобы о каждом ребёнке можно было сказать, как он себя ведёт, когда у него возникают проблемы, какие эмоциональные, словесные, поведенческие реакции типичны для него. Зная это, можно подобрать эффективные способы и приёмы педагогического влияния.

К примеру, можно ненавязчиво создать в классе предшкольной подготовки атмосферу «мозгового штурма», побуждать детей к анализу и оценке выдвинутых идей, стимулировать их фантазию, воображение как творческую деятельность, что строится на комбинированных способностях вызывать познавательный интерес. Последний превращается в наклонность, стаёт собственностью ребёнка, если он получает наслаждение от поиска, разрешения проблем, преодоления препятствий. У него активизируется интеллектуальная деятельность. Она проявляет наклонность к экспериментированию, стремится к успеху.
Основной принцип организации познавательной активности дошкольников – принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования. Условием достижения серьёзных положительных результатов считается активное участие в процессе активизации как преподавателя и ученика.
Уровни познавательной активности:
Первый уровень – воспроизводящая активность.
Второй уровень – интерпретирующая активность.
Третий уровень – творческий.
В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
 Личностная готовность, которая включает формирование у ребёнка готовности к новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит уровень развития мотивационной сферы.
 Интеллектуальная готовность ребёнка к школе; предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.
 Социально – психологическая готовность к школьному обучению.
 Формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
 Эмоционально – волевая готовность. Умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и прилагать усилия к его реализации.
 Физическая готовность ребенка к школе. Предполагает сформированность организма ребенка, готовность всех его систем, соответствия физическому развитию 6-летнего ребёнка.
Чем совершеннее умения, тем успешнее ребенок сможет усвоить научные знания, понятия, действия.

Шестилетний возраст – наиболее благоприятный период умственного развития и социальной подготовки ребенка. Надо воспользоваться этой предрасположенностью и реализовать ее.
Как один из компонентов используются сюжетно – ролевые игры, т.к. ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность.
Передовая педагогическая практика доказывает высокую эффективность использования дидактических игр и игровых ситуаций – именно они делают интересным процесс преподнесения и закрепления, предусмотренных программой знаний, облегчает восприятие и усвоение материала.

Дети работают без особенно напряжения, а общий эмоциональный фон добавляет уверенности, даёт возможность спокойно сосредоточиться на данном в игровой форме учебном задании, на способах использования новых знаний в знакомых и новых условиях. В своём эксперименте мы использовали некоторые из них.
В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширения его кругозора, информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.
Процесс обучения во время занятий должен быть для детей радостным позитивным, они должны четко знать для чего они учатся, какие у них перспективы и успехи. Все это поможет им развивать познавательную активность. Задача педагогов не упустить момент, потому что возраст 5-7 лет, самый подходящий для этого. Дети уже достаточно сознательные, и при этом взрослые для них авторитет и эталон.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке — одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Старший дошкольный возраст — это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеют приемы активизации познавательной активности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности.

«Детей надо любить всем сердцем и, чтобы любить их так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм».

Генинберг Татьяна Германовна, воспитатель класса предшкольной подготовки, КГУ «Средняя школа № 20 села Мирное» акимата Осакаровского района Карагандинской области