ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

В современном мире во многом по-новому решаются социально-экономические и политические проблемы, что максимально актуализирует роль и значение человека, человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности общества. Человеческий фактор, усиление его действенности выступают как главная тенденция социального прогресса.Общество всегда задает эталон личности, процесс развития которой направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически выбранных форм и способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений. Отсюда развитие выступает как форма социального развития ребенка, становление его как существа социального.
Проблема развития социальной педагогики сегодня представляется очень актуальной. Социальная помощь имеет глубокие исторические корни. Еще с давних времен известны многочисленные примеры благотворительности, попечительства.
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру».«Социализация раскрывается через понятие «адаптация» (Т. Парсонс, Р. Мертон). С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающий саморазвитию и самоутверждению. (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс).
Интенсивная разработка теоретических аспектов проблемы социализации человека, развернувшаяся в философии, социологии, социальной психологии, способствовала активному обращению к исследованиям в этой области, в том числе и таких педагогов, как Н.Ф. Басов, В.Г. Бочарова, Л.Б. Боярская, Б.З. Вульфов, Р.Г. Гурова, и другие.
Социализация — непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых специализируется на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.Впервые это понятие было описано в конце 40-х — начале 50-х годов XX-столетия в работах американских психологов и социологов (Д. Доллэрд, Дж. Кольмон и др.).
Развитие социальных навыков детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления казахстанского дошкольного образования и требованиями Государственного Стандарта.
Базовое содержание образовательной области «Социум» реализуется в организованной учебной деятельности – самопознание, ознакомление с окружающим миром, основы экологии. Целью образовательной области «Социум» по ГОСО РК является воспитание любви к Родине, уважения к старшим, позитивного поведения и доброжелательного отношения к окружающим.
Образовательная область «Социум» включает в себя:
 усвоение нравственных норм поведения в обществе, а также общечеловеческих ценностей, умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками;
 умение быть самостоятельным, отвечать за свои поступки, целенаправленности и регулирования своих действий;
 развитие нравственных качеств: отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения к своим родным и близким, чувства привязанности к своей семье;
 соблюдение традиций и обычаев, знание и уважение истории, быта казахского народа;
 расширение представления о том, что Казахстан наш общий дом, а так же уважение традиций, культуры других народов;
 формирование интереса к различным видам труда и творчества; воспитание основам безопасного поведения в быту, обществе и природе.
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальныхнавыков — способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.
Формирование социальных навыков ребенка, позволяет ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой — осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается.
Процесс формирования социальныхнавыков у дошкольников – сложный, комплексный, систематический процесс, который должен проводиться по плану, быть теоретически обоснован и методически обеспечен.
Решение задачи развития социальных навыков и уменийребенка целесообразно черезовладение детьми разными способами социального поведения, формирование представлений о деятельности человека, формирование у дошкольников экологического сознания, повышение интереса к истории и культуре страны формирование основ безопасности жизнедеятельности.
В процессе решения этих задач происходит расширение кругозора дошкольников, их информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
Такое широкое содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, способствует развитию и становлению личности ребенка, его успешному вхождению в современный мир.
Ввиду этого, задачи должны решаться интегрировано в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Социум», «Познание», «Коммуникация», «Творчество», что обеспечит разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Эффективность формирования социально-зрелой личности ребенка-дошкольника, уровень его познавательного и интеллектуального развития, зависит также, в свою очередь, и от отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно создается на каждом возрастном этапе развивающая среда, отвечающая возможностям и потребностям ребенка.
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми. Социальные умения и навыки формируются благодаря продуктивному общению ребенка с взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Библиография:
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. 2005.
Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. 2005.
Колтунова И.Р. Окружающий мир. 1999.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. 2005.

Бауэр Е.М., воспитатель, КГКП «Детский сад «Радуга», п. Октябрьский, Зыряновский район, ВКО