ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА

В век глобализации и интеграции происходят большие изменения в системе образования – это, безусловно, коснулось и нашей республики. Основным вопросом профессионального образования является вопрос воспитания квалифицированных, конкурентноспособных, востребованных специалистов в условиях рыночной экономики, которые могли бы приспосабливаться в быстро меняющихся экономических и геополитических условиях времени.
За годы независимости нашего государства, годы обновления сознания народа, кардинально меняются требования к системе образования, в том числе, к изучению истории государства. Главная задача в изучении истории Казахстана — формирование национального сознания и патриотического воспитания у подрастающего поколения.
В настоящее время, на мой взгляд, формирование будущих специалистов происходит на основе традиционных методов обучения, где предполагается общение преподавателя и учащихся, где постоянно ведется контроль со стороны преподавателя за учебной деятельностью учащихся. При таком подходе учебной модели происходит только диалоговый момент, где учащийся воспроизводит полученную от преподавателя готовую информацию, при этом заинтересованность учащегося в процессе обучения очень низка.
Таким образом, в настоящее время определяющим фактором является внедрение инновационных технологий в систему образования. Внедрение нетрадиционных инновационных технологий существенно влияет на образовательно- развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирование индивидуальной образовательной перспективы учащихся.
На мой взгляд, внедряемые технологии имеют общие признаки: осознанность деятельности преподавателя и учащихся, эффективность, мобильность, логичность, целостность, открытость, самостоятельная деятельность учащихся, индивидуализация.
Главной особенностью инновационных подходов в обучении является творческое развитие личности, необходимость подготовки учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитии и воспитании широко образованной, культурной, творческой, инициативной личности.
В результате применения новых информационных и педагогических технологий, методов и приемов обучения меняется и роль преподавателя, он становится не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы учащегося. Иначе в современных условиях развития рынка образовательных услуг для достижения эффективности и качества учебного процесса преподавание отечественной истории должно сочетать в себе современную, носящую инновационный характер, интерактивную модель обучения. Интерактивная модель ориентирована на необходимость достижения понимания передаваемой информации. Хочу отметить что сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодествия преподавателя и учащегося. Проявляется большая активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений.
Самым эфективным и активным методом обучения являются деловые игры.Эта форма урока вносит разнообразие в традиционно сложившуюся структуру учебного процесса. Применение деловых игр способствует сокращению разрыва между теоретическими знаниями учащихся и их практическими применениями. Деловые или ролевые игры ориентированы на поэтапное, функциональное участие каждого из учащихся в процессе занятия. Они дают возможность активного и видимого участия в процессе обучения наиболее большего количества учащихся и ориентированы на применение на практических занятиях по курсу Истории Казахстана. К этой категории методов следует относить: а) использование всевозможных раздаточных материалов — чайндаты, кроссворды по истории Казахстана, текстов с ошибками или пробелами; б) инструктаж и иллюстрация эталона рассуждения, направленные на самостоятельное последующее использование учащимися в процессе мыслительной деятельности; в) собственно ролевые игры, содержание которых понимается как градация группы учащихся на несколько частей и исполнении каждым из учащихся (или группы) определенных функций, связанных с выполнением учебного процесса.
Не менее интересным можно назвать кейс-стадии или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). Основным понятием метода УКС является понятие ситуация, т. е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. На мой взгляд, в данном методе обучения учащийся самостоятельно принимает решения и обосновывает его. Метод кейс-стадии — это метод обучения, при котором учащиеся и учителя участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя. В целом, метод УКС позволяет:
• Убедительно и верно принимать решения в условиях неопределенности;
• Нарабатывать навыки исследования ситуации;
• Самостоятельно разрабатывать план действий;
• Применять полученные теоретические знания на практике.
Такой метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы.
Важную роль в приемах и средствах преподавания истории занимают компьютер и Интернет. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большой степени способствуют укреплению знаний и умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «учащийся — компьютер».
Исследовательский прием относится к эффективным методам, который направлен на коллективную работу в группе — когда необходимо в процессе коллективного рассуждения дать анализ содержанию отрывка из первоисточника. Он ориентирован для работы в небольших группах — на семинарских занятиях. Сюда можно отнести:
а) учащиеся работают с наглядными пособиями по истории Казахстана — это карты, схемы, таблицы, обзорные и тематические экскурсии по историческим музеям как работа с наглядным материалом;
б) работу учащихся с историческими документами;
в)учащиеся используют технические средства обучения как совмещение различных методик в ходе одного занятия.
Достойное место в изучении Казахстана занял метод проектов, который способствует высокой самостоятельности учащихся. Преподавателю отводится роль координатора, он только направляет деятельность учащихся. Учащиеся исследуют выбранную тему, собирают наиболее полную информацию о ней, используюя современные технические средства.
Особое место в педагогической деятельности занимают интегрированные уроки. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Такая форма уроков повышает эффективность образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.
В наше время, говоря о системе образования, специалисты стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся и строить процесс обучения так, чтобы цели и задачи обучения соответствовали возможностям и желаниям учащихся, и в дальнейшем их востребованности в обществе.
Нужно учитывать тот факт, что современное образование должно соответствовать и международным стандартам обучения.
Основные тенденции изменения системы образования связаны с переходом на новую ступень образования , «обучение в течение всей жизни». Анализ ситуации, сложившейся в исторической науке, позволяет сделать следующие рекомендации по улучшению качества исторического образования:
а) необходимо сделать фотокомпозиции, фильмы по определенным темам по истории Казахстана;
б) по курсу предмета подготовить методические пособия с разработками уроков, с разноуровневыми заданиями и т. д.
в)в соответственно специфических подходах обучения в учебниках должны быть освещены дифференцированные вопросы и задания;
г) преподаватели истории Казахстана должны в своей деятельности использовать современные методы и технологии отечественного и зарубежного образования.
Только решив эти задачи, можно будет говорить о том, что образовательная сфера нашего государства будет отвечать требованиям модернизации современного общества.

Список использованной литературы:
1. Историческое образование в Казахстане.// Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых (21-22 декабря) — Караганда, 2004
2. Т. А. Кожамкулов. Об изучении отечественной истории в учебных заведениях Республики Казахстан. Алматы. 2007
3. Проектное обучение истории Казахстана. // Серия «История. Философия. Право». Алматы, 2007
4. Проблемы изучения Отечественной истории в высших учебных заведениях Республики Казахстан. Военное образование: парадигмы системы, процессов и качества: Материалы международной научно-практической конференции. Петропавловск, 2007
5. Методика преподавания истории в средней школе. Караганда, 2005

Мусин Айдархан Курмашевич, учитель истории, КГУ «СШ №20 села Мирное», Осакаровский район, Карагандинская область