МАТЕМАТИКУМ

Цель проведения: активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к изучению математики; воспитание культуры коллективного общения.

Правила проведения игры «МатематикУМ»
Класс делится на команды по жеребьевке.
Численность игроков в команде 4 – 5 человек.
Состав жюри – приглашенные ученики старших классов (3-5 учеников).
Учащиеся знакомятся с правилами проведения игры «МатематикУм», критериями ее оценивания.

Каждая команда получает стартовый пакет с заданиями трех типов «только ответ» и «реши устно» «запиши решение» (всего по12 задач).
• Задачи типа «только ответ».
Ответ команды на такую задачу сдаётся на листочке и оценивается по системе « «+5», если верно, и «−2», если неверно».
• Задачи типа «решение устно».
Их нужно сдавать устно, причём сдавать задачу обязательно должна прийти вся команда. Из состава команды случайным образом выбирается, кто будет озвучивать решение (сдавать) задачу. Остальные игроки уходят на свои места и не имеют права подсказывать отвечающему ученику. Решение также оценивается по системе «+5 / −2» Таким образом, знать и понимать решение задачи требуется не только от решившего её игрока, но и от всех остальных членов команды.
• Задачи типа «запиши решение».
Их нужно записать на тетрадном листе бумаги, причем, задача считается полностью решённой (и за неё начисляется «+5»), только если в тексте решения приведены все необходимые преобразования и полностью объяснены все имеющиеся логические шаги, при этом полученные ответы приведены к упрощённому виду. Наличие верного ответа не гарантирует выставление положительного балла за задачу.
Решать задачи можно в любом порядке.
Чтобы создать конкуренцию среди играющих команд, стартовые пакеты с заданиями у всех одинаковые.
При выполнении заданий типа «реши устно», «+5» засчитывается только той команде, которая первая озвучит правильное её решение.
Задания типа «только ответ» и «запиши решение» принимаются у всех команд. Каждую такую задачу можно сдавать неограниченное число раз, вплоть до получения правильного ответа или решения, но при этом, за каждую попытку при сдаче неправильного решение начисляется «−2».
В ходе всего урока результаты фиксируются в таблице (но не сообщаются игрокам до финала игры). Отмечаются в таблице попытки сдачи и то, какая команда сейчас является лидером по каждой из задач.
Палочками обозначаются попытки, а кружком – лидирующие команды
В конце занятия подводятся итоги игры.
Звание «МАТЕМАТИКУМ» получает команда, набравшая максимальное количество баллов.

Стартовый пакет заданий.
1. «Только ответ». Бурундуки Чип и Дейл должны запасти одинаковое количество орехов на зиму. После того, как Чип принес 120, а Дейл — 147 орехов, Чипу осталось запасти орехов в четыре раза больше, чем Дейлу. Сколько орехов должен запасти каждый из них?
Ответ: 156
2. «Только ответ». На карточках были написаны числа 1, 2, 3, …, 111. Ваня взял себя карточки с чётными номерами, а Таня — с нечётными. У кого из них сумма чисел на карточках получилась больше и на сколько?
Ответ: У Тани больше на 56
3. «Реши устно». На вечеринке собрались только лжецы и стали спорить, сколько же их собралось. Первый сказал: «Нас больше десяти!» Второй сказал: «Нас чётное число!» Третий сказал: «Слово, обозначающее наше количество, состоит меньше, чем из шести букв». Сколько же лжецов на вечеринке?
Ответ: 9
По условию, все высказывания ложны, то есть: их десять или меньше; их нечётно; и в слове, обозначающем их количество, шесть букв или больше. Из первых двух условий подходят «три», «пять», «семь», «девять», и только «девять» удовлетворяет также третьему условию.
4. «Запиши решение» За мороженым стоят Юра, Ира, Оля, Саша и Коля. Юра стоит раньше Ирины, но после Коли. Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Олей. В каком порядке стоят ребята?
Ответ: Коля, Юра, Оля, Ирина, Саша.
5. «Реши устно». Пете выставили годовые оценки по 12 предметам. Его средний балл оказался равен 3,5. По скольким предметам ему надо повысить свои оценки на 1 балл, чтобы средний балл стал равен 4?
Ответ: по 6 предметам
6. «Запиши решение» В двух коробках 74 книги. В одной из них 2/19 не по математике, а в другой 5/9 с синей обложкой. (Все книги целые!) Сколько книг в каждой из коробок?
Ответ: 38 и 36 книг
7. «Только ответ». Расставьте по кругу четыре единицы, три двойки и три тройки так, чтобы сумма любых трех подряд стоящих цифр не делилась на 3.
Ответ: 11311223322 (возможны варианты).
8. «Только ответ». Квадрат со стороной длины 1 метр разрезали на квадраты со стороной 4 см и выложили в ряд. Найдите длину ряда.
Ответ: 25 метров
9. «Только ответ». Один множитель увеличили на 10%, второй уменьшили на 10%. На сколько процентов и в какую сторону изменилось произведение?
Ответ: уменьшилось на 1%
10. «Реши устно». В ряд выписали числа от 40 до 60. Сколько раз встретилась цифра 5?
Ответ: 12
11. «Только ответ». Найдите семь таких идущих подряд целых чисел, что сумма трёх первых равна сумме четырёх последних.
Ответ: -15, -14, -13, -12, -11, -10, -9.
12. «Запиши решение». Расставьте в записи 4×12+18:6+3 скобки так, чтобы получился наименьший возможный результат.
Ответ: (4·12+18):(6+3)=22/3.

«Только ответ» (№1, 2,7,8,9,11) — 6 задач (50%);
«Реши устно» (№3,5,10) — 3 задачи (25%);
«Запиши решение» (№4,6,12) — 3 задачи (25%).

Использованы задачи с сайта «Малый мехмат» http://mmmf.msu.ru/

Шаяхметова София Октябриновна, учитель математики, областная специализированная школа для одаренных детей № 8, г. Уральск, ЗКО