ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ИНТЕРНЕТ- ОБУЧЕНИЯ

В Послании Президента Н.Назарбаева народу Казахстана говорится: «Мы должны продолжить модернизацию образования. Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации. Наряду с этим нужно уделить большое внимание формированию IT-знаний, финансовой грамотности и воспитанию патриотизма молодежи. Необходимо сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами», — заявил Лидер нации. [1].
Дистанционное интернет-обучение в Казахстане сегодня актуально, отвечает современным трендам в образовании, регламентируется действующими нормативными документами, но сопряжено с целым блоком психолого-педагогических проблем, что вызывает необходимость понимания педагогами этих проблем и подготовки к их решению. Основные особенности дистанционного образования это то, что источники знаний – это информационные ресурсы, существующие в телекоммуникационной среде, например автоматизированные информационные системы, базы данных, компьютерные программы и другие.
Преимущества дистанционного обучения для образовательного учреждения, которые отличают его от традиционной системы обучения:
 «Гибкость обучения». Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам;
 «Модульность». В основе дистанционного обучения лежит модульный принцип, который позволяет изучать ту или иную дисциплину блоками (модулями);
 «Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой.
 «Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
 «Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.
 «Охват». Количество обучающихся не является критичным параметром.
В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в Казахстане приводятся и такие характерные черты:
 Технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
 Социальное равноправие – равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
 Интернациональность – экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг. [2].
Определенной проблемой является темпоральная (временная) организация курса, учет времени, необходимого для выполнения заданий, освоения содержания, отклика при ответе на вопросы.
Проблема дистанционного обучения кроме технического и организационного аспектов представлена и в психолого-педагогическом аспекте. При использовании дистанционных образовательных технологий необходимо учитывать особенности и важность обратной связи, создавать ситуации диалога («имитацию диалога» ), организовывать информационную поддержку обучающихся и создавать для них возможность взаимодействия с педагогом, возможность работы в сообществе, участия в коммуникации с другими участниками, грамотно распределять время и объем заданий, учитывая как самостоятельную деятельность, так и интерактивное взаимодействие.
Дистанционное общение требует от педагога и обучающихся активности, синхронизации (или асинхронизации),учета количества участников и т.д. Это особый жанр педагогического общения, феномен которого пока еще плохо изучен. [3].
Что представляет собой дистанционное обучение в школе?
Автоматизированное рабочее место учителя (электронные журналы, дневники, планирование, электронные учительские, SMS-оповещение родителей).
«On-line» доступ каждого учащегося и учителя к лучшим мировым образовательным ресурсам в любое время. Цифровые образовательные ресурсы – библиотеки, порталы, электронные учебники, игры, виртуальные тренажеры, лаборатории.
В своей работе прежде всего, использую возможности системы Skype в режиме демонстрации. Так появляется возможность в ходе занятия показать ученику презентацию, цифровой обучающий ресурс, использовать обучающее программное обеспечение, установленное на компьютере, а также учебные элементы и модули дистанционного обучения: лекции, рабочие тетради, тесты, «HotPot», учебный элемент «HotPot» позволяет составлять кроссворды, составлять тексты с пропущенными словами.
Также при организации самостоятельной деятельности учащихся – это метод проектов. Он направлен на решение поставленной задачи. В нем интегрируются различные методики: проблемный подход, групповые методы,рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие. Проект любого типа можно организовать в сети интернет.
Организационные и педагогические возможности дистанционного обуче-
ния реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникаци-
онных сервисов: электронная почта, сайты или отдельные веб-страницы, чат,
ICQ, веб-конференции и т.п. На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств использую различные формы педагогической деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии. Дистанционные технологии применяются мною при организации
исследовательской деятельности учащихся во внеурочной деятельности.
Дистанционные конкурсы являются ведущим механизмом развития творческих способностей ребенка, особенно детей с ОВЗ. Дистанционные конкурсы, олимпиады, викторины – это возможность реализовать свой творческий потенциал и повысить уровень знаний. Поэтому учащиеся нашей школы участвуют в различных конкурсах:
– Открытые интернет-олимпиады по предметам,
–Дистанционные олимпиады по предметам
– Районные и областные конкурс-фестивали .
Эксперты в основных тенденциях дистанционного образования отмечают следующее: Рост роли преподавателя, владеющего всеми возможностями информационных и дистанционных технологий, которые надо уметь использовать с отдачей для ученика. Интенсивный рост рынка информационных технологий, высокие темпы развития промышленности, нехватка квалифицированных кадров и рост потребностей специалистов в постоянном повышении квалификации и получении дополнительного образования позволяют предположить: эволюция дистанционного образования в системе образования продолжится в сторону мобильности и доступности в любой точке, без привязки к конкретному рабочему месту.
В мировом образовательном пространстве усиливается тенденция применения инновационных технологий дистанционного образования, повышающих доступность образования не в ущерб качеству. Но данная технология требует сильной материально-технической базы, полной инновационной ориентированности руководства и высокого кадрового потенциала.
Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что в современных условиях широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования, за дистанционным обучением – будущее.

Литература:
1.Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе»// Казахстанская правда. –31 января 2017 г 2017С
2.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы // Индустриальная Караганда. – 2010. – № 199-200. – С. 5-10.
3. Кондакова М.Л., Подгорная Е.Я. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждений и организаций. – М., 2016г

Васютина Татьяна Николаевна, учитель информатики, Дзержинская ОШ, с.Сарепта, Абайский район