РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Таланты детей находятся на кончиках пальцев», так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтесори. Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь в больших полушариях мозга с нервными окончаниями заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук.Утомление мышцы рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев механически раздражая их и вызывая ощущения тепла с помощью массажа. «Рука – вышедший наружу мозг», — писал Кант. Что он хотел сказать этим? Немного не мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, мелких движениях пальцев. Ученные, изучая деятельность детского мозга, психику, отнесли большое стимулирующее значение функции рук. Установлено, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. «Движение руки всегда тесно связано с р В системе непрерывного образования одной из актуальных проблем педагогической науки и практики является предшкольная подготовка. Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, высокого уровня нравственно – волевых качеств, трудолюбия, работоспособности, а так же специальных знаний и умений. От решения проблем предшкольной подготовки зависит успех ребенка в школьном обучении. Численность детей, не посещающих дошкольные учреждения велико, что приводит к возникновению трудностей и проблем при подготовки к обучению в школе. Опыт работы в предшколе показывает, что детей не посещающих детский сад, не развиты в соответствии с возрастом такие психологические функции, как интеллектуальная, моторная, эмоционально – волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложными, а иногда непреодолимым.
ечью и способствует ее развитию» — В.М.Бехтерев.

Учёные — нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь

Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.Если в процессе обучения детей дошкольного возраста использовать работу с трафаретом, печатание и штриховку, игровые упражнения с карандашом, пальчиковую гимнастику, массажную терапию, пальчиковый театр, игры с бросовым материалом, то будет обеспечено успешное развитие мелкой моторики рук.

Одевание и раздевание игрушек.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария.
1.2 Коррекция произношения у детей шестого, седьмого года жизни посредством развития мелкой моторики пальцев рук. Правильное беспрепятственное развитие моторного аппарата имеет громадное влияние на развитие языка ребенка. Об этом надо помнить, руководя развитием речи на всех этапах детства. Если ребенок имеет определенную степень речевых нарушений, ему необходима коррекционная помощь.

Для коррекции произношения у детей шестого года жизни специалисты рекомендуют использовать различные методы и средства:
игры;
моделирование и конструирование;
упражнения;
использование малых фольклорных форм, образных выражений, сравнений и пр.
Развитие мелкой моторики пальцев рук и моторики артикуляционного аппарата.
Работу по развитию мелкой моторики у детей желательно проводить систематически, уделяя ей по 3-5 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.
Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей, целесообразно включать в занятия логопеда и воспитателя. Они могут проводиться также в часы, отведенные для игр, и во время прогулок.
Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движения, упражнения рекомендуется включать в индивидуальные занятия, где ребенок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движение пальцев совершенствуется, и дети выполняют их активно.
Для формирования тонких движений пальцев рук могу быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов — потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Кроме того, народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах. Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений пальцев рук могут быть использованы различные упражнения без речевого сопровождения.

Важное место в коррекции занимает моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
Эффективность их использования зависит от следующих условий:
• Модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;
• Быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
• должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.
Широкое применение получило знаковое — символическое моделирование. Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также показом артикуляции звука, упражнений. Использование игровых упражнений (например, имитация действий: рубят дрова, деревья качаются от ветра, имитация походки животных) вызывает эмоционально — положительный настрой детей, снимает у них напряжение.
В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Упражнения позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у младших школьников показали, что проблема является актуальной.
Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Присущие младшим школьникам нарушение мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса.

Основной задачей семьи и школы наряду с вопросами обучения и воспитания является задача сохранения здоровья детей.
На рост и развитие ребенка влияют внешние и внутренние факторы. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития организма человека, благоприятствуя совершенствованию его наследственных свойств и даже исправляя их нежелательные проявления. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

Генинберг Татьяна Германовна, воспитатель класса предшкольной подготовки, КГУ «Средняя школа № 20 села Мирное» акимата Осакаровского района Карагандинской области