ИСТОРИЯ ГОРОДА КОСТАНАЙ В АРХИТЕКТУРЕ

Важнейшей составной чертой воспитательного процесса в современной казахстанской школе является формирование патриотизма. Большая роль в системе патриотического воспитания отводится духовно-нравственному и историко-краеведческому направлениям. Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Примеров позитивного влияния краеведения на воспитание учащихся можно привести много. Умелое, целенаправленное применение различных аспектов краеведческой работы в процессе патриотического воспитания учащихся приносит неоценимую пользу. Непосредственно соприкасаясь с прошлым своей малой родины, с её историей, традициями и обычаями земляков, ученики реально осознают свою связь с краем, с жизнью и делами людей, живших и живущих в нём, перед ними овеществляется история, они начинают понимать свою ответственность за судьбу края, за его будущее.

Историю родного города может изучить каждый из нас, не зависимо от образования и рода деятельности, главное оглянуться и посмотреть вокруг, что нас окружает каждый день. А именно, архитектурные сооружения, исторические памятники, люди. Все это является одним из источников об истории нашего родного города.

Все мы с вами знаем историю создания города Костанай, но задумывались ли о об истории, когда проходим мимо памятника исторических личностей, архитектурных зданий, обращаем ли внимание на таблички этих зданий?

В Костанае сосредоточен целый ряд памятников истории, культуры и архитектуры. Среди них мемориальный музей казахского просветителя — педагога И. Алтынсарина, памятники ученым, писателям, народным героям: А. Иманову, Л. Тарану, Л. Беде, И. Павлову, Б. Майлину, А.Байтурсынову. Одна из значительных вех в истории области увековечена в монументе Первоцелинникам, выполненном по проекту московского скульптора М. Смирнова. Памятник был установлен в 1984 году и взят под охрану ЮНЕСКО.

На улице Аль-фараби находится здание бывшего мужского 4-х классного училища (ныне художественной школы). История этого учебного заведения, строительство которого, задуманное еще в 1895 году было окончательно завершено в 1907 году, неразрывно связана с именем уездного начальника М.Кочергина.

В Костанае на месте старинных строений находятся новые предприятия: Мельница купца Архипова (АО «Мелькомбинат), Пивоваренный завод купца Лореца (ТОО «Арасан»), Дом купца Лореца (Казагроэкспертиза), Здание Земской больницы (Департамент Здравоохранения), Дом купца (Управление городской архитектуры), Дом купца Козелл-Поклиевского (ресторан «Вкусная жизнь»), Дом купца Воищева (Горуправление образования), Здание Реального училища (Художественная школа), Здание кинематографа «Фурор» (Облдрамтеатр), Лавка купца Архипова (продовольственный магазин), Дом купца Бакирова (АО «Казахтелеком»), Пассаж купца Яушева (Областной историко-краеведческий музей), Здание Костанайской Заводской конюшни (Конезавод п. Заречный), Здание городского казначейства (Комплекс «Надежда»), Мусульманская мечеть и другие.
Памятные места — это не только памятники архитектуры, но и площади, и улицы. Наиболее раннее упоминание о костанайских площадях в документах относится к Михайловской площади, на которой в 1887 году была построена деревянная Михайло-Архангельская церковь. Центр площади и церкви приходился на пересечение нынешних улиц Победы и Касымканова (Повстанческой).

Прогуливаясь по улицам нашего родного города Костанай, в который раз убеждаешься, что архитектура исторического города – искусство. Мы должны бережно хранить историю своего города, своего народа. Это наша история. Ведь человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».

Мигунова Вероника Викторовна, учитель истории, ГУ «Основная общеобразовательная школа № 14 отдела образования акимата г. Костаная»